История портрета. -0001. Автор: А. Фатьянов
Колумб здесь росский погребен!
Прошел моря, открыл страны безвестны,
Не зря, что все на свете тлен.
Направил парус свой во океан небесный •—
Искать сокровищ горных, неземных,
Сокровищ благих!
Его ты, Боже, душу упокой!
Гавриил Державин
Богатый сибирский подарок — шуба и шапка от Михаила Сибирякова,— по всей вероятности, появился у поэта вскоре после сооружения памятника Шелехову с надгробными надписями и стихами Г. Р. Державина.
Уясняя историю портрета Державина, мы не можем пройти мимо печальной судьбы Михаила Сибирякова, первого владельца полотна. Как городской голова он не сошелся характером с иркутским губернатором Н. И. Трее-киным, человеком крутого, деспотического нрава. Разгневанный Трескин, добившись санкции генерал-губернатора, а затем императора, сослал Сибирякова в Нерчинские рудники, лишил купеческого звания и записал его в работные люди. Для спасения репутации отца сыновья его неоднократно выезжали в Петербург. В ходатайство перед императором включился давний друг М. В. Сибирякова — Г. Р. Державин. Но пока шло разбирательство, Михаил Васильевич Сибиряков, не вы-неся всех переживаний, в 1814 году скончался, а спустя два года ушел из жизни и Г. Р. Державин.
Несмотря на затяжное дело о деспотизме правителей, хлопоты увенчались успехом. После ревизии М. М. Сперанского иркутский губернатор и его покровитель были отстранены от должности, а сам Трескин отдан под суд. Время правления их оказалось самым мрачным периодом в жизни Иркутска.
Можно предположить, что после этих событий у сыновей Сибирякова возникла мысль «обогатить» портрет Державина. Сыновья пожелали еще больше увековечить светлую память великого поэта, сделавшего многое для защиты репутации их отца. Вот почему мог появиться замысел изобразить «гения» — доброго духа, хранителя человека. «Гений» над головой Державина должен был не только увековечить доброе имя поэта, но еще и как бы оберегать от всех невзгод семейство Сибиряковых. Вероятнее всего, рисунок Егорова создавался по замыслу М. В. Семивского.
Вполне убедительно предположение Петровой о том, что, судя по заметке на полях эскиза, контакты художника осуществлялись через Семивского, так как его хорошо внали сыновья Сибирякова еще в Иркутске в то время, когда он был там вице-губернатором.
Одновременно с ходатайством о судьбе отца в Петербурге от столичного зодчего сыном Сибирякова были получены чертежи на строительство дома. Посетивший в 1824 году Иркутск А. Мартос писал о его интерьерах: «В высокой зале, которая лучшая в целом доме, есть прекрасная фламандская картина, тканая на императорской мануфактуре с оригинала Ван-Дейка и некогда предназначенная в числе подарков китайскому императору. Помоему мнению сия редкость лучшее богатство Иркутска... В этом же зале вы видите портрет Державина, фигура сидячая во весь роет: гений венчает бессмертного лирика Екатерины. Один взгляд на изображение творца Фелипы в самой отдаленном из городов России вселяет уважение к владельцу» *. Это высказывание свидетельствует, что уже в 1824 году фон портрета был выполнен по эскизу с «гением».