Иван Айвазовский. Из серии «Великие имена из собрания ГТГ». 2007. Автор: Галина Чурак
В беглом рисунке
делал заметки для себя, помечая сокращенными словами цвет облаков, воды — все, что должно было напомнить увиденное в какой-то определенный момент. Такими рисунками-записями заполнены его путевые альбомы и записные книжки. Среди них встречаются не только схемы пейзажей, но и сделанные несколькими беглыми штрихами рисунки, полные жизни и движения. часто работал пером, а эта техника не терпит исправлений. Рука художника предельно точна, используя нажим пера, различную толщину линий, он умел передать перспективную глубину, воздушный простор неба и гладь моря. Рисунки пером, карандашом или чуть тронутые акварелью привлекательны своей цельной гармоничностью, выраженной в стройности композиции и тончайшей законченности всех деталей. И все-таки большинство рисунков у него носит «служебный» характер. Они нужны были как первый толчок его творческой мысли.не писал этюдов, не делал эскизов — картина возникала сразу на холсте. Как правило, художник начинал работу с изображения неба, или, как он говорил, «с воздуха», и стремился закончить эту часть в один сеанс. Иногда это занимало два-три часа, а иногда и целый день. «Обдумывая картину, я не отвлекаю от нее моего внимания не только праздными разговорами, но даже и видом предметов посторонних: не выхожу на улицу, не смотрю ни на горизонт, ни на окрестную местность», — объяснял художник стиль своей работы. Он всегда работал легко, артистично. Никогда не скрывая своих профессиональных секретов, часто писал картины в присутствии не только учеников, но и посетителей его мастерской. Есть много свидетельств современников, рассказывающих о том, как на их глазах великим маэстро творилась картина.
Восприятие Айвазовским природы, интерес к ее исключительным состояниям, желание вызвать ответные эмоции как нельзя лучше отвечали романтическим устремлениям времени, когда начинался творческий путь художника. Противостояние людей и стихии — тема многих картин Айвазовского. В них наиболее ярко воплощались принципы романтического искусства, в котором чувства людей, состояние природных стихий находятся в наивысшем напряжении. Еще будучи учеником Академии художеств,
восхищался картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи». В ее живописи и сюжете стилистика романтизма получила совершенное воплощение. не был учеником Брюллова, но находился под сильным обаянием и влиянием его искусства и личности.В картинах «БуряБуря. 1857Холст, масло., 100 x 149Государственная Третьяковская галерея», «КораблекрушениеКораблекрушение. 1876Холст, масло., 136 x 170Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского», «Буря у берегов Гурзуфа», «Бурное мореБурное море. 1868Холст, масло, 54,2 x 65Государственная Третьяковская галерея», «Овцы, загоняемые бурею в мореОвцы, загоняемые бурею в море. 1855 (?)Дерево, масло, 13 x 35Государственная Третьяковская галерея», в знаменитом полотне «Девятый валДевятый вал. 1850Холст, масло., 221 x 332Государственный Русский музей» он мастерски воспроизводит могучее движение волн, эффекты освещения, стремится выразить грандиозность природных катаклизмов. Но и в тех случаях, когда изображает недвижную гладь моря, безмятежно отдыхающих на берегу людей, тихие закаты, восходы, пленительные лунные ночи, он находит цветовые созвучия, которые уводят от реальности в мир возвышенной фантазии. «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам», — был убежден . Способ и метод его работы отвечали художественным образам создававшихся им пейзажей. Картины моря, написанные с натуры, считал , могут быть более реальны во второстепенных деталях, но они не в состоянии передать живое движение волн, капризную изменчивость освещения, передать «эффекты, неуловимые для воспроизведения с натуры».
Известный пейзажист конца XIX века
рассказывал о встрече с маститым маринистом в Биаррице. Прогуливаясь вместе по берегу океана, они наблюдали, как мощно разбиваются о берег океанские волны. « А ведь строение океанских волн совсем другое», — заметил . Потом он достал крохотную записную книжку и сделал в ней всего лишь три линии карандашом: очертание дальних гор, линию океана у их подножия и линию берега. День был бессолнечный, и осведомился у своего молодого спутника, где восходит и заходит солнце, поставив на своем рисунке несколько точек. Остроухое спросил разрешения прийти посмотреть, как маэстро будет писать океан. предупредил, что садится за работу рано. В 9 утра был у художника. «Каково же было мое удивление, — рассказывал он, — не только уже был на ногах, но уже и окончил свою работу... Со свойственным ему колоритом были написаны три эффектные картины морского прибоя в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца». Конечно, помимо таких экспромтов огромное творческое наследие великого мастера составляют произведения, требовавшие не только минутного вдохновения, но большого труда, годами накопленного опыта и отточенного профессионализма.На протяжении десятилетий специалисты, используя новейшие методы, исследуют технику живописи художника, изучают холсты, которые он предпочитал, какими кистями работал, набор используемых красок. Выяснилось, что при устойчивости приемов и техники письма, для разных произведений, в зависимости от задачи и времени их создания, менялся характер холста (от очень тонкого до грубого плетения с видимыми узелками — такие «шершавые» холсты помогали создать характерный эффект живописной поверхности, особенно в больших картинах), а для одной и той же картины использовались кисти и с очень грубой щетиной, и очень тонкой, мягкой. С точным расчетом пользовался мастер всем возможным арсеналом живописных приемов, что позволяло воссоздать на холсте бездонную прозрачность морской глубины, затягивающую взгляд мрачную бездну бушующего моря и не воспроизводимые ни одним копиистом пенные брызги на гребнях волн.
Если ранние картины Айвазовского отличает идеально гладкая, блестящая поверхность и яркость колорита, то к 1870-м годам словно успокаивается цветовая напряженность. Художник ищет большего благородства, ясности, простоты. Красочные эффекты ранних полотен сменяет серьезная углубленность чувства, трезвость видения мира. Работы 1870-1880-х годов отличает сдержанная гамма серо-синих и серо-зеленых тонов. Вместе с тем художник до конца жизни остается верен романтической природе своего искусства. Ни разу не усомнившись в правильности избранного пути, он до конца столетия донес заветы своей молодости, стремясь сочетать повышенную эмоциональность с реалистическим изображением природы.
***
Большая жизнь Айвазовского, охватившая почти весь XIX век, богата дружбой, знакомством, встречами со многими интереснейшими людьми эпохи, художник был свидетелем, а иногда и участником судьбоносных для России событий. Достаточно сказать, что
современник восстания декабристов, при нем открылась первая в России железная дорога Петербург—Царское село и железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом, в качестве художника он участвовал в Севастопольской обороне, при нем закончилась Кавказская война, было отменено крепостное право в России, в 1871 году создано Товарищество передвижных художественных выставок. На его глазах московский купец П.М. Третьяков в 1856 году положил начало создания общедоступного художественного музея, а в 1892 — передал созданную им галерею городу Москве. Многие другие события происходили за 83 года жизни великого художника.Когда
был еще мальчиком, и его звали Ованес Гайвазян, и он на стенах отцовского дома рисовал свои детские фантазии, судьба подарила ему счастливую встречу с неординарным человеком — Александром Ивановичем Казначеевым, тогдашним градоначальником Феодосии. Он был не только образованным человеком, но главное, оказался человеком с большой душой. В годы, когда двадцатилетний А.С. Пушкин отбывал ссылку на юге и находился в распоряжении графа М.С. Воронцова, Казначеев состоял правителем его канцелярии и насколько мог оберегал поэта от гнева и гонений графа. Тогда впервые услышал имя великого поэта. Когда тринадцатилетнего подростка Казначеев взял с собой в Симферополь, талант юного Айвазовского привлек внимание еще одного интереснейшего семейства — Нарышкиных. Будущий художник начал бывать в их доме, славившемся библиотекой и превосходным собранием английских и голландских гравюр, которые он с увлечением копировал. Именно Наталия Федоровна Нарышкина начала хлопоты о приеме Айвазовского в Академию художеств. Более того, отсылая его рисунки в Петербург, она просила, чтобы его, как обладающего исключительным дарованием, послали учиться сразу в Рим.Прошли недолгие годы учебы и уехавший в 1838 году в Крым, а затем на Кавказ,
сблизился с сосланными туда декабристами. Среди них был и родственник Н.Ф. Нарышкиной Михаил Нарышкин. С ним и с бывшими декабристами, а сейчас рядовыми Александром Одоевским и Михаилом Лорером художник принимал участие в высадке десанта в Лазаревской. Позже он «с большим удовольствием вспоминал беседы с этими высокообразованными людьми». Среди новых кавказских друзей Айвазовского был и брат Пушкина — Лев Александрович. Знакомство с ним было окрашено памятью о недавней встрече с великим поэтом на академической выставке 1836 года, за несколько месяцев до гибели поэта. Несмотря на мимолетность встречи, художник помнил каждую деталь разговора, каждый вопрос поэта, выражение его лица, смех, одежду Наталии Николаевны. Это знакомство осенило всю жизнь живописца, и многие годы свое творчество он поверял возможной реакцией великого поэта, соразмеряя свои впечатления, создаваемые пейзажные образы с высокой пушкинской поэзией, всегда жившей в душе художника. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал на склоне лет.В академические годы начали завязываться первые знакомства, значившие не меньше, чем профессиональные уроки. В доме своего наставника профессора М. Воробьева
познакомился с поэтом В. Жуковским, баснописцем И. Крыловым, с тонким ценителем искусства, меценатом, прекрасным виолончелистом М. Виельгорским, художником , умным, широкообразованным А. Томиловым, страстным коллекционером. В его петербургском доме были собраны картины русских и европейских художников, он владел богатейшей коллекцией офортов Рембрандта. В совсем юном Айвазовском Томилов угадал незаурядное дарование и много способствовал его развитию. Художник стал частым гостем в доме Томилова. Лето 1834 года он провел в его имении Успенское на реке Волхове. Там были рисунками заполнены целые альбомы, делались самостоятельные графические листы. Один из них — «Крестьянский двор» — хранится в Третьяковской галерее. С Томиловым художник переписывался, уехав в Крым, и позже писал ему из Италии, делясь своими удачами, сомнениями, мыслями. Томилов беспристрастно анализировал картины Айвазовского и наставлял своего молодого друга «дорожить первыми ощущениями от природы. Надобно ловить себя в дорогих этих чувствах и передавать их верно». Но для этого необходимо неустанно учиться у природы. «Пожалуйста, любезнейший Иван Константинович, не пренебрегай делать почаще этюды: кустов, деревьев, судов и пр.» — писал он ему.Первые же картины художника вызвали одобрительное внимание художественной критики. О них с заинтересованностью писал в своей «Художественной газете» Нестор Кукольник, а вскоре художник и лично познакомился со своим первым критиком. В доме братьев Нестора и Платона Кукольников или у Карла Брюллова, только что победительно вернувшегося из Италии, увенчанного славой, обожаемого молодыми живописцами, собиралось веселое молодое сообщество. Здесь встречались актеры, художники, певцы, литераторы. Глинка чаровал игрой на фортепиано и пением, художник Яненко смешил своим балагурством. Платон Кукольник играл на скрипке, Нестор импровизировал стихи, пел свои могучим басом великий певец Петров, приходил актер Каратыгин с неисчислимым запасом каламбуров. «Вечером мы сходились, тут шли россказни, — писал в своих «Записках» Глинка, — иногда ужинали. И тогда это был праздник не от яств и вина (нам не на что было лакомиться), но от разнообразной оживленной беседы». На одном из таких вечеров Ледяные горы в АнтарктидеЛедяные горы в Антарктиде. 1870Холст, масло, 110,5 x 130Феодосийская картинная галерея им И.К. Айвазовского» (1870). С Корниловым и Нахимовым художник еще раз встретится в героические дни Севастопольской обороны и вскоре узнает об их трагической гибели. А во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов напишет картину «Великий князь Константин на Сухумском рейде во время минной атаки» . Этим, уже не парусным, а паровом кораблем командовал молодой капитан С.О. Макаров, обессмертивший свое имя во время русско-японской войны в начале XX столетия.
исполнил на скрипке несколько мелодий, слышанных им в Крыму, и Глинка воспользовался ими 8 опере «Руслан и Людмила», над которой в то время работал. Особая «глава» жизни художника связана с людьми, посвятившими свою жизнь русскому флоту. С выдающимся мореплавателем, географом, членом-корреспондентом, а позже президентом Российской академии наук Ф.П. Литке впервые сошелся в 1836 году, когда Литке руководил плаванием по Балтийскому морю и Финскому заливу, в котором принял участие академический ученик , а затем морском походе русских кораблей в 1845 году к берегам Турции и Малой Азии. В 1839 году вместе с пятнадцатью судами под руководством контр-адмирала В.А. Корнилова принял участие в десанте у берегов Кавказа и сблизился с великими флотоводцами П.С. Нахимовым и М.П. Лазаревым, от которого слышал рассказы о русской парусной географической экспедиции к берегам Антарктиды в 1819-1820 годах. На основе этих рассказов художник написал впоследствии картину «В Италии художник познакомился с великим Александром Ивановым, поражался его грандиозному созданию «Явление Христа народу». Иванов, в свою очередь, изумлялся тому, как пишет воду приехавший из России молодой маринист. В Венеции, только приехав в Италию,
знакомится и близко сходится с Н.В. Гоголем. Их встречи в Италии были часты и происходили обычно в маленькой квартире Гоголя, которую тот называл «моя келья». Туда приходил А. Иванов, бывали писатели И. Панаев, В. Боткин, многие художники. О близости художника и писателя свидетельствует эпизод с портретом Гоголя, написанным Ивановым. Гоголь выпросил у художника этот портрет, чтобы подарить его Айвазовскому, а тот оставил выразительный словесный портрет Гоголя: «Низенький, худощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавших на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимою веселостью и проблесками своего нескончаемого юмора, которым искрилась его беседа в приятельском кругу».Самыми частыми, устойчивыми были встречи, дружба, а временами и совместная работа с художниками. С Прощание Пушкина с Черным моремПрощание А.С. Пушкина с морем. 1877Всероссийский музей А.С. Пушкина». Мысль о картине возникла в связи с 50-летием смерти поэта. ым написана фигура поэта, Айвазовским — море и скалы. «Картина, принадлежащая их кисти, представляет знаменательное явление. Видно, что с любовью и, может быть, благоговением писал фигуру поэта. Моря на картине не много, но оно кажется необъятным», — писалось в обзоре журнала «Всемирная иллюстрация». неоднозначно оценивал талант Айвазовского — слишком разные художественные позиции были у этих великих мастеров. Однажды сказал Айвазовскому, что на его картине фигуры освещены солнцем с двух сторон. На это заметил: «Ах, Илья Ефимович, какой вы педант». Но в одном из писем к художнику Н.И. Мурашко называл Айвазовского «великим авторитетом», в другом случае — «крупным художественным именем Академии художеств». Один из самых глубоких, вдумчивых и искренних русских художников, возглавлявший демократическое направление в отечественной живописи, написал в 1886 году после посещения выставки Айвазовского: «Вот человек молодеет. И какой он молодец! Конечно, он много пишет неважного, но рядом, тут же, иногда дает вещи чудесные в полном смысле слова. Завидная организация!».
ым работал над картиной «Дом Айвазовского в Феодосии всегда был радушно открыт для друзей. Гостями художника были многие известные деятели русского искусства. К нему приезжали
, , , , П. Третьяков. На сцене, специально устроенной в выставочном зале галереи, выступали выдающиеся музыканты А. Рубинштейн, Г. Венявский, А. Спендиаров и многие другие. Будучи создателем русской маринистической живописи, оказал сильнейшее воздействие на многих художников, работавших не только в этом жанре. , когда-то бравший первые уроки в мастерской великого маэстро, пронес высокое романтическое отношение к природе, любовь к активной звучности цвета через всю жизнь. начинал свой путь мариниста с подражания Айвазовскому, которым увлекался, по его словам, «до безобразия». Картины Айвазовского копировали начинающие , , . В дальнейшем творчество каждого из этих мастеров сложилось очень индивидуально, но обаяние искусства Айвазовского не избежал ни один из них.Свою жизнь
прожил спокойно и достойно. Она щедро одарила его дружбой и встречами с интереснейшими людьми эпохи. Благодаря письмам, воспоминаниям и его творчеству оживают голоса, люди и события все дальше уходящего от нас XIX столетия.