Иван Никитин. Из серии «Массовая библиотека». 1945. Автор: А. Савинов
был первым из плеяды великих мастеров русской реалистической живописи. Один из «птенцов гнезда Петрова», он работал в пору великих преобразований начала XVIII века.
Именно
отразил в замечательных живописных произведениях новое отношение русского общества к действительности и к человеческой личности. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. Вместе с тем в его произведениях нашла выражение и глубокая внутренняя связь живописи XVIII века с лучшими достижениями нашего искусства предшествующего времени. Зрелость творчества явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, но и того высокого уровня, который был свойственен многовековой художественной культуре русского народа.Вместе с мастерами «артилерного дела» и «навигацких наук» Петр I вызывал из-за границы и живописцев, причем именно запросы русского общества, жадного к открывшимся перед ним новым впечатлениям жизни, определили характер их произведений.
Но он не довольствовался только приглашением художников — главной заботой его было развитие русского национального искусства. Для этого было недостаточно отдавать молодых людей в учение к заезжим иностранцам. И вот Петр I отправляет некоторых из них за границу для изучения ими лучших образцов западноевропейского искусства. В 1716 году в Италию поехали братья Иван и Роман Ликитины, Захаров и Черкасов.
Наши знания о жизни
невелики. Тем ценнее то немногое, что сохранилось и что освещает насыщенную трудам жизнь одного из замечательных русских людей. Далеко не полностью известные в настоящее время работы , однако, настолько выразительны, что позволяют создать яркое представление о творчестве художника и его огромном значении в истории русского искусства.Год рождения
(1688) известен лишь предположительно. Он родился в Москве, в семье священника. Мальчиком был определен в патриарший хор, а затем в числе лучших певчих переведен в царский походный хор. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. В юношеские годы , отличавшийся любознательностью, обучился «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры. Вместе с тем был учителем цифири, то есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. стал известен Петру I, который обратил внимание на его способности и, повидимому, поручил иностранцу г. Таннауеру заниматься с ним. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. В начале 10-х годов XVIII века достиг определенных успехов. Когда Петр I отправлял его за границу, то назначил старшим над другими пенсионерами, и он в отличие от других назывался мастером. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублев...» (прочие получали по 200 рублей) «и впредь им то число, червонными или ефимками, повсягодно переводить, доколе они там будут жить».Петр I гордился
и возлагал на него большие надежды. Повстречавшись с ним за границей ои писал своей жене, находившейся в апреле 1716 года в Бярлине: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтоб велел свою персону ему списать; так же и прочих, каво захочешь, дабы знали, что есть и из нашево народа добрые мастеры».Горделивое чувство, с которым Петр I писал эти слова о своем художнике, было вполне оправдано. Никитин ехал в Италию не робким учеником, но художником, уже имевшим определенное положение и свое место в русском искусстве. Он нуждался не в приобретении первых основ живописи, а в развитии своих достижений в ней и в совершенствовании своих способностей.
П.И. Беклемишев, русский посол в Италии, доставил
возможность заниматься в Венецианской академии художеств. Там он рисовал с натуры. В следующем году переехал во Флоренцию, где Беклемишев просил герцога Тосканского (Козимо III Медичи) покровительствовать русским пенсионерам. Руководство было поручено профессору и секретарю Флорентийской академии художеств Томазо Реди, преподававшему рисунок, живопись и читавшему лекции.В апреле 1719 года с
встретились находившиеся за границей русские молодые люди, один из которых (И. Неплюев) вспоминал впоследствии: «Во Флоренции были тогда Россияне, обучающиеся живописному искусству: Иван да Роман Никитины с товарищи».В августе 1719 года
отправился на родину. Он вез с собой писимо П.И. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции, а в середине XVIII века о нем писал академик Я. Штелин: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический живописец, коего работы и поныне еще находятся в Санкт-Петербурге». Впрочем, более всего за рекомендовал себя как портретист, во всех старых документах он называется «двора его величества персонных дел мастер». В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Имеются указания, что придворным было даже рекомендовано, заказывать ему портреты.До заграничной поездки Наталью АлексеевнуПортрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716Холст, масло, 102 x 71Государственная Третьяковская галерея (она была одним из активных деятелей русского театра). Ее портрет был написан не позднее 1716 года (год ее смерти). с большой убедительностью передал сосредоточенное выражение болезненно полной женщины в богатой одежде.
писал любимую сестру Петра IПортрет производит впечатление замечательной жизненностью и глубоким вниманием его автора к характерному человеческому образу. Пожалуй, еще больший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно — 28 сентября 1714 года. На нем изображена молодая девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем, скромная и привлекательная, не избалованная своим привилегированным положением, на которое указывает ее одежда.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I — Прасковьи Ивановны, племянницы Петра IПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей, «заштатной принцессы».
Этот портрет позволяет судить о там, с какой вдумчивостью относился
к изображению и характеристике человека даже в ранний период своего творчества. Он стремился к внимательной и реалистической передаче особенностей изображаемого лица. Но мы не чувствуем еще свето-воздушной среды, в которой надлежало бы находиться этому лицу: Никитин еще не владеет живописными средствами для передачи воздуха и света, то есть реального пространства, в котором помещается человеческая фигура.И все же основным огромным достижением художника в этом портрете явилось трепетно-жизненное, радостное ощущение человеческой личности.
Это один из тех портретов, которые заслужили
признание его дарования Петром I и которые были вскоре намного превзойдены художником.Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Григорьевича СтрогановаПортрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726Холст, масло, 87 x 65Государственный Русский музей 1726 года. Портреты родственны по типу (оба достаточно парадные, овальные, с фигурами по пояс, задрапированными мантиями), но в то же время и различные во многом.
Как и раньше,
прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Он имеет почти ребяческий вид, его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость, и трудно представить этого знатного юношу влекущимся к наукам. Это гурман, полный нерастраченной энергии, радостно воспринимающий удовольствия жизни, одевший тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства.