Иван Никитин. Из серии «Массовая библиотека». 1945. Автор: А. Савинов
Лицо Строганова ярко освещено, и только намеком показаны вороненые стальные латы. Мантия, наброшенная на плечо, успокаивает глаз зрителя своими широкими складками и возвращает его снова к лицу. Особое значение было придано
трактовке глаз и губ. Глаза смотрят мерцающим, влажным и улыбающимся взглядом. Губы — единственное яркое по цвету пятно в произведении — также привлекают к себе внимание. Их изгиб и полнота подчеркнуты Никитиным; они — в движении, в улыбке, их уголки прячутся в полутени, в образующейся от улыбки ямке у полных щек.Сравнение портрета царевны Прасковьи ИвановныПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей и Сергея Строганова освещает поистине огромный путь, пройденный живописцем за протекшие годы его творческой работы. На этом пути художник развил свои возможности наиболее гибкого живописного выражения реалистических тенденций. Как живо лицо Строганова, выступающее в потоке света из теплого сумрака глубокого пространства.
Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий и масс подчинен овальной плоскости портрета. Голове и фигуре придано выразительное движение, способствующее раскрытию образа; портрет приобретает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности. Уверенным и опытным художником, владеющим всеми средствами своего искусства, является царевны ПрасковьиПортрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714Холст, масло, 88 x 67Государственный Русский музей, у неизмеримо углубилось и расширилось его восприятие действительности. Соответственно этому возросли и техническое совершенство и умение живописно передавать реальный мир.
в портрете Строганова. Сама техника его стала мастерской, но, в то же время далека от нарочитой изысканности; теперь Никитин писал легко, без раздумий перед техническими трудностями, не гоняясь за показным, наружным блеском исполнения, — он владел подлинным и добротным уменьем. За годы, прошедшие со времени написания портретаЕсли
привлекал к себе доброжелательное внимание Петра I еще до поездки за границу, то тем более он заслуживал этого внимания, вернувшись в Россию. Он оправдывал горделивые надежды Петра I. В его лице Петр уже имел своего русского портретиста, не только нравившегося ему, но и получившего европейское призвание. В знак своего внимания к художнику Петр подарил ему дом близ Зимнего дворца.Признание было вполне заслужено
. Об этом говорят его произведения, выполненные вскоре по возвращении.неоднократно писал самого Петра. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине острову, пред литоргиею, писал его величества персону, живописец Иван Никитин». Нам известны не только упоминания об этих работах , но и один из таких портретов, относящийся к последним годам жизни царя. Этот небольшой круглый портрет сразу выделяется как своей необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Сильная лепка лица, широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку еветлотеневых и красочных соотношений, придающих лицу живую материальность и убедительность. Живописец ясно выделил основные черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Император смотрит умно и пристально; его брови привычно нахмурены, усы топорщатся над сжатыми губами, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Портрет внешне крайне прост. Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего образа, а не через изображение внешних аксессуаров. Это портрет замечательного человека с волевым характером, на которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой сосредоточенности. Никитин этим портретом создал одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно-сильно. Недаром художник, не желая рассеивать. внимание зрителя и дробить его впечатление, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет только лишь ярким пятном платка. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем: Никитин смело шел своим путам. Он создал ряд не ученических, не подражательных, но истинно оригинальных и мастерских произведений. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги национальной школы русской портретной живописи.
В январское утро 1725 года
был введен в комнату первого Зимнего дворца, где на своей постели лежал умерший Петр I. Можно представить то волнение, с которым остановился перед этим смертным ложем: Петр был для художника не только державным преобразователем всей России, но и человеком, ведшим его своей рукой от классов «артилерной школы» до Венецианской и Флорентийской академий и до блестящего расцвета в Петербурге в 20-х годах. Теперь пенсионер Петра писал его последний портрет.Главное внимание
сосредоточил на голове умершего. В ее изображении ощущается не только умение точно зафиксировать в последний раз черты умершего. Никитин сделал больше: он передал в каждом мавке свое искреннее волнение, свое глубокое чувство и уважение к усопшему, сознание величия его исторической роли. Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный облик усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Никитин отметил складки на переносице мак бы от (напряженной думы, несколько утомленно подняты брови И чуть искривлен рот, лицо приобрело выражение сдержанной горечи; припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Петр лежит мертвым, но несущим отражение большой жизни. воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой — «смерть героической личности».было дано немного времени, ему надо было спешить. Он широко использовал те возможности, которые ему давал холст, протертый красно-коричневой краской. Ее тон исполизовал для теней, не покрывая их особо: красно-коричневая подготовка видна на шее, на теневой стороне складок рубахи. Он писал в широкой манере, не заглаживая поверхности красочного слоя, оставляя ясно следы своей работы кистью. Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, то продолжаются, пока хватало коаски на кисти, не отрывающейся от холста. Так написаны подушка, сорочка, мантия, но с не меньшей энергией и смелостью написана и голова. писал сразу, без поправок, и светлым по темному — прием, требующий большого умения. Исключительная уверенность художника в исполнении поражает; у него нет заботы о том, как писать: его кисть идет сама и свидетельствует о длительном опыте, о большом профессиональном мастерстве.
Лишь несколько десятилетий отделяют этот портрет от парсун с их примитивным и условным изображением человека. Только за годы деятельности Петра I и при его ближайшем участии смог развиться такой живописец, как
. Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра он наглядно доказал, как велики были успехи молодой реалистической живописи, сменившей древнюю иконопись, какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками. Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека, но и позволяют почувствовать историческую роль и величие его государственной деятельности.