Иван Никитин. Из серии «Массовая библиотека». 1945. Автор: А. Савинов
В то переломное, противоречивое время было еще немало ревнителей старины, обличавших «чужестранные» и «еретические» новшества. Нередко просыпался в людях страх перед греховностью усвоенного ими просвещения.
сблизился с московской оппозицией. В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический характер дел о пасквиле на придворного проповедника Феофана Поокоповича. Вместе со своими родичами был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию, а затем помешен в Петропавловскую крепость. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашиван живописец Иван Никитин против взятых у него писем». Его брат Роман, живописец, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по 2 копейки в день. Несколько раз предполагали пытать Ивана. Прошло пять лет, и, наконец, в ноябре 1737 года было указано «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман.Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Быть может, это явилось следствием не только малой замешанности
в деле, но и того, что он писал портрет Ушакова. По крайней мере, сохранились сходные между собою портреты А. Ушакова и сенатора Г. Чернышева, на прнадлежность которых кисти указывают старые надписи на обороте холстов. В этих небольших портретах дано более интимное истолкование образа, чем в других работах художника. Когда именно были они написаны и даже в какой мере могут быть связаны с , пока сказать трудно. Если они действительно принадлежат его кисти, то ими расширяется не только число его произведений, но и наше представление о творческих возможностях художника., кроме дошедших до нас портретов, написал, вероятно, немало других: Екатерины I (в 1721 и 1723 годах; внука и дочерей Петра I — Петра Алексеевича, Елизаветы (сохранился этюд, писанный с нее) и Наталии, А. Меншикова с семьей, генерал-адмирала Апраксина, князей Голицыных и Долгоруких, цейх-директора М. Аврамова и. пр.
Поводимому, он работал и в Тобольске, где братьям было назначено жительство (есть указание на портрет тобольского митрополита). После смерти Анны Иоанновны дело Никитиных было пересмотрено, и им было разрешено вернуться на родину. Указ об этом дошел до Тобольска только к лету 1741 года. На обратном пути
умер.В лице
с исключительной яркостью проявились творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры. К овладению непривычным искусством живописи подошел не ученически, но смело и творчески. Он явился представителем художественного гения русского народа в новой для него области, работая во всеоружии блестящего дарования, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Он был первым русским живописцем высокого европейского уровня. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в Россия: Таннауера, его учителя, Каравака, Гзеля и др. стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки)—от миниатюристов А. Овсова и Гр. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или , выдающегося портретиста. Тенденции, общие у с ними, нашли у него наиболее последовательное и глубокое выражение.Заслуги
тем более велики, что он не наследовал сложившихся достижений. Ему надо было самому создавать традицию реализма в живописи преобразованной России. Этому делу послужили и претворенные им наиболее здоровые элементы западноевропейской художественной культуры. Его труд принес богатые плоды. Больше других современников-художников он сделал для формирования основ национальной школы живописи; в его творчестве русская живопись уже стала своеобразным и крупным явлением.Искусство
вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. В нем нет попыток льстить изображаемому, подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину образа человека. Характеры современников раскрыты художником в их наиболее существенных проявлениях. Безличных или инертных нет среди изображенных им людей: был по преимуществу поэтом активной, целеустремленной личности. Этим не был, впрочем, ограничен объем его творческих возможностей; одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, всякий раз находя средства выражения, полностью соответствующие содержанию образа.Многогранность реалистического метода, подлинный гуманизм, жизненность восприятия человеческой личности являются основными ценностями искусства
. Через двести лет после трагической гибели художника эти качества узнаются нами и в лучших произведениях позднейших поколений русских живописцев. В нашу эпоху находит достойное признание — родоначальник и великий мастер русской портретной живописи.