К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №10

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

АБСТРАКЦИОНИЗМ — ВРАГ ЖИЗНЕННОЙ ПРАВДЫ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, КРАСОТЫ

Подлинно великое искусство всегда несет в себе большие идеи, которые способны овладеть массами, воздействовать на них, воспитывать, воодушевлять их на благородные поступки во имя высоких целей. Великий Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... замечательно образно и верно определил роль идеи в живописи. Он писал в 1909 году: «Модные эстетики полагают, что в живописи главное — краски, что краски составляют душу живописи. Это неверно. Душа живописи — идея. Форма — ее тело. Краски — кровь. Рисунок — нервы». Подлинно великое искусство всегда глубоко раскрывает явления действительности, показывает их с новой стороны. Оно имеет большое познавательное значение. Искусство — это учитель, мудрый наставник, источник сильных и глубоких эмоций.

В картине великого голландского художника-реалиста Рембрандта «Возвращение блудного сына» изображена сцена, где юноша, убежавший из родительского дома в поисках радости, возвращается оборванным, обнищавшим, опозоренным к отцу и просит у него прощения. Сын бросился на колени. Старческие, натруженные руки легли на его плечи. Отец простил сына. Вся фигура, лицо, руки старца излучают беспредельное счастье, любовь и доброту.

Драматическое выражение горячих отцовских чувств, отцовской нежности к вновь обретенному сыну достигает поразительной силы в этой картине великого реалиста. Картина проникнута идеей безграничной любви к обездоленному, страдающему человеку. Она раскрывает такие глубины благородных чувств, что воспринимается как могучий призыв к высокой человечности.

Картина И.Е. Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... «Бурлаки на ВолгеРепин И. Е. Бурлаки на ВолгеБурлаки на Волге. 1872—1873Холст, масло, 131,5×281 смГосударственный Русский музей» воспроизводит обычную сцену народной жизни пореформенной России. На фоне беспредельной водной глади великой русской реки в погожий, солнечный день бурлацкая ватага, впряженная в лямки, мерно движется по песчаному берегу, таща за собой баржу. Люди доведены

здесь до состояния животных, задавлены непосильным трудом и нищетой, но сколько в них выражено человеческих чувств, какие показаны яркие.и сильные характеры, какой протест зреет в них против варварских порядков! Что ни человек — то яркий тип.

Картина наполнена гневным протестом против эксплуататоров. Она будит в зрителе ненависть к тем, кто принижает человека до уровня вьючного скота. И вместе с тем она преисполнена глубокого чувства любви к этим униженным и задавленным людям. Художник оттеняет их внутреннюю красоту, непримиримость, благородство их внутренних порывов.

Мы взяли два произведения из классического художественного наследия. Одно из них относится к XVII веку и написано голландским художником, другое — к 70-м годам XIX века и принадлежит русскому мастеру. Но оба они проникнуты глубоким человеческим чувством, любовью к людям, заботой об их судьбах.

Вот эта высокая гуманистическая идейная основа, воплощенная в произведении с большим мастерством, и является характерной чертой подлинно великого искусства.

Совсем иной характер носят абстракционистские произведения. В них нет ничего, что говорило бы о любви к человеку, о тревоге за судьбы человечества, что напоминало бы жизнь и быт людей. Эти произведения не рассчитаны даже на восприятие их обычным, нормальным человеком, который не может, естественно, получить от созерцания подобных «творений» подлинного эстетического удовлетворения.

Здесь воспроизводится картина французского художника-абстракциониета Анрин Жоржа Адама «Червонная дама». Это не какая-нибудь неудачная вещь, а одно из самых «значительных» абстракционистских произведений, бывших в числе «шедевров» на Международной брюссельской выставке 1958 года «Пятьдесят лет современного искусства». Здесь — беспорядочное, хаотическое сплетение разноцветных линий, полос, плоскостей, но нет ничего, что говорило бы о красоте женского тела, о внутреннем мире человека. За исключением овала губ, изображенных силуэтом, в этом произведении ничто не напоминает о человеке, о жизни, материнстве, любви, красоте, с чем всегда в представлении зрителя связывается слово женщина. Здесь — сплошь бессмысленность и уродство. Возможно, что субъективно художник искренне стремился к выражению чего-то значительного, но создал произведение, поражающее редкостным отсутствием всякой мысли и человечности. От него веет мертвящей духовной опустошенностью.

Не отличается правдой изображения от «шедевра» француза Адама «шедевр» польского художника-абстракциониста М. Влодарского «Голова», шумно рекламируемый в последние годы в ряде журналов. Это произведение, исполненное в технике гуаши, представляет собой конгломерат примитивно намалеванных геометрических фигур, в совокупности лишь отдаленно напоминающих очертания уродливой человеческой головы. Вместо глаз художник грубо нарисовал где-то на лбу два огромных овала, вместо носа изобразил плоский треугольник, завершение головы представил в виде двух прямых углов. К какому полу, возрасту, национальности, общественному и культурному кругу может принадлежать собственник такой головы — это неизвестно.

Изображение человека — человеческого лица, головы, фигуры, раскрытие социальной и психологичеокой жизни человека, а через это раскрытие жизни целых сословий, классов, народов, эпох, заменено в этих работах Адама и Влодарского праздной, бессмысленной игрой цветовых пятен и линий.

Это и не удивительно. Абстракционисты не ставят перед собой гуманистических задач. Ошрее наоборот. Их прельщает идея бесчеловечности, хаоса, разрушения, уничтожения. Глава абстракционизма в Канаде Фергаан Ледюк в своем манифесте с циничной откровенностью признал, что создаваемое ими искусство — это «сестра атомной бомбы». Мрачными идеями, неверия в мир, в человека, в будущее, глубоким, вое разъедающим пессимизмом порождены многие абстракционистские произведения.

У здания ЮНЕСКО в Париже недавно установлена английским скульптором Генри Муром тридцатидевятитонная статуя «Полулежащая фигура». Видимо, руководство ЮНЕСКО очень довольно сооружением этого памятника безрассудству. Но нормальному человеку нельзя понять, изображена ли здесь фигура полуистлевшего динозавра или человека, мужчины или женщины, старого или молодого существа, мертвого или живого. Отталкивающее уродство — вот основное ощущение от этого произведения.

Если великие художники человечества всегда стремились раскрыть красоту мира, красоту человека, подвига, любви, возвышенность человеческих стремлений, идеалов, поступков, то абстракционисты отрицают красоту как содержание искусства. Она чужда абстракционизму.

Генри Мур, например, прямо заявляет, что «красота в том смысле, как ее понимали греки позднего периода античности или художники Возрождения, не является моей целью».

Если высокая поэтическая человечность пронизывает каждый художественный образ в выдающемся реалистическом произведении прошлого и настоящего, то в абстракционистских творениях во всем сквозит невероятное презрение к человеку — и как к объекту изображения, и как к зрителю. Там — пафос духовной и физической красоты человека, здесь — культ безобразного и уродливого.

Всякое истинно значительное произведение искусства — это образец высокого профессионального мастерства. Взгляните на произведения Тициана, Рафаэля, Ве-ласкеса, Микеланджело, Гольбейна, Давида, Делакруа, Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Серова Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок..... В них глубокие идеи воплощены в художественной форме так совершенно, что волнуют на протяжения веков и десятилетий людей многих поколений. Как бы ни была высока и значительна идея произведения, без мастерства, без глубоких знаний она не может быть воплощена в художественное произведение, не может зажечь сердца людей. Высокое мастерство является не только результатом гениальности, вдохновенности художника, но и следствием напряженного творческого труда, длительного изучения жизни, обобщения опыта художников прошлого.

Характерно, что знаменитый (русский художник Александр Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., работая в течение двадцати пяти лет над картиной «Явление Христа народуИванов А. А. Явление Христа народу (Явление Мессии)Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», мучительно долго создавал каждый человеческий образ.

В.И. Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... в поисках персонажей для своей картины «Боярыня МорозоваСуриков В. И. Боярыня МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея» искал на улицах, базарах, ярмарках характерные типы, делал множество портретных зарисовок, набросков, которые потом сопоставлял и находил нужный образ. А сколько потребовалось званий и труда художнику, чтобы достигнуть гениального колористического и композиционного решения знаменитой картины!

Творческий процесс художника, когда он воплощает свою идею в произведение, — это сложный, требующий мобилизации всех душевных сил, часто мучительный процесс. Порой художник в поисках решения даже какой-то детали произведения долго трудится и ищет истины в течение многих месяцев.

Абстрактное искусство игнорирует мастерство. Чтобы изобразить непонятное, чтобы просто набрызгать или накапать краску на холст, чтобы сделать бессмысленную глыбу из гипса или металла, не нужно никакого мастерства. Очень часто абстракционистское произведение можно повесить «вверх ногами», боком, и никто даже не догадается, что тут допущена ошибка. Какое же здесь нужно мастерство?

Высокое мастерство нужно для глубокого, правдивого, волнующего изображения явлений жизни. А если художник не стремится к верному показу жизни, мастерство для него— совсем лишнее качество. Хаос пятен краски и набор прямых и кривых линий еще не создают картины, как не создает музыки бессмысленный набор звуков.