К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №17

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

Так бьется в тисках бессмыслицы, уродства и патологии современное буржуазное искусство!

«Искусство, — пишет французский искусствовед Пьер Шнейдер, — все больше и больше становится обычным предметом моды. Мода — это безжалостный огонь, пожирающий день за днем и оставляющий лишь пепел, мода — это головокружение времени... Новизна становится пробным камнем для осуждения и для обоснования отказа от того, что было: прошлое по самой природе включает понятие изжитого, изношенного. Сменяющие друг друга моды открывают нам относительность ценностей и канонов, которые мы хотели бы считать абсолютными. Чем дальше, тем больше потерь; абстракция была последним шагом на этом пути: мы узнали что живопись может обойтись даже без образов. Что же остается?, ничего. Ничего — вот единственная «вещь», которую не уносит время».

Было бы ошибочно предположить, что в буржуазном обществе все искусство сводится сейчас к формалистическим, в частности абстракционистским, направлениям. Прогрессивные общественные круги не могут примириться с подобным упадком искусства и поддерживают такое искусство, которое близко и понятно народу, которое искренне желает служить жизненным интересам народа. Это искусство помогает правильному пониманию жизни, оно является светочем, показывающим пути в будущее. Это искусство живое, реалистическое, идейное, глубоко правдивое. Трудны пути развития этого искусства, преследуемого господствующими классами, но оно живет и растет. Это—искусство социалистического реализма или близкое к нему. Почти в каждой капиталистической стране есть активные сторонники искусства жизненной правды. В Италии — Гуттузо и Пиццинато, во Франции — Фужерон и Эффель, в Дании — Бидструп, в США — Рокуэлл Кент, в Японии — супруги Маруки, в Финляндии — Аалтонен.

Среди различных направлений реалистического характера в современном изобразительном искусстве капиталистических стран значительное место принадлежит так называемому «неореализму».

Искусство неореализма получило распространение в ряде государств в послевоенные годы. Более всего оно распространено в Италии, которая является его родиной, в.Мексике и др.

В центре внимания художников неореализма находится простой рядовой человек труда, который в условиях капиталистического строя переносит большие лишения, угнетается и калечится условиями общественной жизни. Неореалисты, проникнутые симпатией к человеку, нередко показывают борьбу трудящихся со своими эксплуататорами, с иноземными поработителями. Они критикуют капиталистический строй. В их работах, часто отличающихся высокими художественными достоинствами, много экспрессии, острых и оригинальных композиционных решений.

Вместе с тем, в искусстве неореалистов не раскрыты ясно те истинные пути, которые ведут человечество к выходу из пут капитализма, не раскрыты процессы рождения социалистического и коммунистического общества. В их творчестве часто не преодолен формализм, который сказывается в огрубленной трактовке образов, в известном художественном схематизме.

Несмотря на свои общеизвестные достижения, неореализм не поднялся до высот социалистического реализма. Ивсе же в условиях острой художественной борьбы на Западе он является прогрессивным направлением, противостоящим вместе со всеми другими реалистическими течениями, и прежде всего социалистическим реализмом, современной упадочной буржуазной культуре.

Прогрессивное реалистическое искусство, близкое неореализму, развивается в Мексике. Особых успехов оно достигло в «Мастерской народной графики», возглавляемой Леопольдом Мевдесом, и в работах других мексиканских художников.

Существуют и борются за реализм представители и других реалистических национальных школ.

Наиболее последовательную, остро партийную, идейно направленную борьбу за принципы реализма ведут представители искусства социалистического реализма. Огромных успехов достигло это искусство в странах социализма. Народные массы все с большим интересом относятся к этому искусству, любят и ценят его.

Конечно, реализм и социалистический реализм не есть что-то застывшее, мертвое, неизменное. Социалистический реализм, как передовой метод художественного творчества, и сам развивается, совершенствуется, обогащается. Возможности его развития и совершенствования неисчерпаемы, как неисчерпаемо богаты и многообразны сама действительность, и жизнь, которые являются предметом отображения подлинного искусства. За социалистическим реализмом большое будущее. А абстракционизм обречен на умирание и гибель. Он мешает общественному прогрессу, служит силам реакции, враждебен подлинной культуре и народу. Абстракционизм — это «искусство для искусства», в то время как всякое подлинное искусство существует для блага человека, служит могучим средством познания мира и воспитания людей. Подлинное искусство всегда питается жизнью и служит народу. Абстракционизм игнорирует и жизнь и человечество. Он удовлетворяет прихоти извращенных и пресыщенных снобов, выполняет социальный заказ выродившейся буржуазии.

Касаясь судеб современного искусства и иронизируя по адресу абстракционизма, замечательный румынский художник К. Баба очень хорошо сказал: «Живопись и скульптура нашего века исчерпали почти все источники. Уже имитировано все, что можно было имитировать: первые царапины человека на стенах пещер, невинные рисунки детей, бред сумасшедших; были состряпаны «картины» путем наклеивания волос, картины из жести или мыльного порошка, картины, созданные путем выстрелов в холст с передней или тыльной стороны. Но больше всех преуспел тот, кому пришла в голову «гениальная» идея — не рисовать на картине вообще ничего. Вот, поистине, непревзойденное решение!

И все же искусство живет и будет торжествовать. Покуда бьются сердца людей, покуда они будут рождаться, жить и трудиться, любить и стремиться к высочайшим идеалам, мечтать о счастье, искусство сохранит свое значение!».

 

А.К. Лебедев
Издательство «Советский художник». 1967 год.