К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве

  • Страница №16

К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве. 1967. Автор: А.К. Лебедев

БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКУССТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Изобразительное искусство капитализма, отражая общий кризис культуры этого общества, переживает состояние прогрессирующей деградации и упадка. Продолжают появляться на свет и быстро сходить со сцены одно за другим модернистические течения.

В последние годы в США и ряде европейских стран в станковом «искусстве» появилось течение, получившее название «поп-арт», т. е. «популярное искусство». Слово «популярное», однако, означает не народное, а как бы предназначаемое для народа, имитацию искусства, предназначаемую для толпы. «Поп-арт» возник как бы в противовес абстракционизму с его нефигуративностыо.

Этим эрзацем хотели преодолеть пропасть, которая существует в современном буржуазном мире между человеком и абсолютно бесчеловечным абстракционизмом.
Простые люди отворачиваются от абстракционизма, негодуют на него, игнорируют его. Там они не видят ничего, чтобы им было интересно, дорого, привычно, чтобы напоминало жизнь, действительность, окружение. И вот изобретается новая подделка под искусство, где в виде
художественных произведений фигурируют или изображения домашних бытовых вещей или самые эти вещи.
Этот вид фальсификации искусства был рассчитан на то, чтобы приблизить к современному «искусству» зрителя, чтобы он не чувствовал отчужденности от современной буржуазной художественной «культуры». Художники «поп-арта» выставляют на выставках реальные пищевые, продукты, бытовые вещи, унитазы, умывальники. В выставочных залах лежат, стоят, висят бутерброды, сосиски, пирожные, ключи, части одежды. Показываются холодильники, лопаты, собачьи привязи, карандаши, брюки, ящики.

В американском павильоне XXXII выставки «Биеннале ди Венеция» в 1964 году показывались — натуральное оборудование ванных комнат, консервные банки, торты, крутые яйца, поломанные пишущие машинки, бутылки, чашки, части холодильника. Американский художник «поп-арта» Роберт Раушенберг экспонировал там обрывок плаката фотографии убитого президента Кеннеди, рекламу автоматического замка, вырезки из иллюстрированных изданий, прикрепленные к холсту. Кроме того, Раушенберг выставил чучело орла перед обрывками объявлений, передвижной скелет на четырех детских колясках, топор, врезавшийся в полотно картины. Примечательно, что жюри международной выставки присудило первую премию как раз Раушенбергу за его нелепые творения. Даже многие буржуазные художественные критики откровенно говорят о шарлатанском характере «поп-арта». Рейнгольд Голь в статье «Новая живопись из Америки» («Франкфуртер Цей-тунг», 1964, 17 февраля) саркастически писал о произведениях «поп-арта»: «Потрясенно рассматриваешь эти «картины», которые поражают не столько своей тематикой, сколько тем, что не имеют решительно никакого отношения к искусству». При всей кажущейся противоположности абстракционизму «поп-арт» в сущности явление, близкое ему. Как и абстракционизм, «поп-арт» чужд истинному искусству. Он так же, как и абстракционизм, бесчеловечен, антигуманистичен, не передает ни мыслей, ни идей, стоит в стороне от классовых битв, социальных проблем. Изображая вещи или выставляя их, художники «поп-арта» также избегают изображения общественного человека, его борьбы, мыслей, чаяний и чувств, как и абстракционисты. Современный американский писатель Стэн Стайнер остроумно недавно писал о «поп-арте», что он основан на изображении и прославлении тех предметов широкого потребления, которые торговцы пытаются сбыть.

Иногда художники «поп-арта» смыкаются с сюрреалистами. В Кельне в 1965 году устраивалась выставка американского «поп-артиста» П. Зауля. О составе его выставки I одном из журналов ФРГ говорилось: «Реальность преподносится им с какой-то подчеркнутой точностью и одновременно в дымке отчуждения, насмешливого и далекого. Откуда-то выползают чудовища, напоминающие и человека, и машину, живое существо и простейшие предметы ежедневного обихода. Вот спешит унитаз на тонких ножках, а ярко-красная собака в жокейской шапочке и с пропеллером на голове выходит из хижины и курит гигантскую сигарету. Цеппелин летит над душем, пистолет ведет переписку с атомной бомбой, прошлое изображено в виде свастики из боксерских перчаток и плевательницы» («Вельткунст», 1955, №6, с. 202).

На смену «поп-арту» пришел «оп-арт». -Художник» «оп-арта», т. е. оптического искусства, — это типичные абстракционисты, стремящиеся, однако, к различным оптическим фокусам, к «оптической сенсации». Обычно произведения художников «оп-арта» создают оптическую иллюзию всевозможных перемещений цветов, вибраций линий. В частности, приверженцы «оп-арта» используют для своих поделок широко известный закон, что при близком соседстве разных красок изменяется в глазах зрителей их истинный, натуральный цвет.

Вот, например, работа художника «оп-арта» — Михаила Тизока «Алессо В.»: большое полотно представляет собой клинообразную волнистую фигуру двух оттенков синего цвета. Фигура помещена на красном фоне. Полотно пересекает зеленая вертикальная линия. На расстоянии создается оптическая иллюзия перемещения

цветов. Считают, что это трюкаческое произведение имеет и символический смысл, поскольку, якобы, представляет рост как силу, стремительно стремящуюся кверху. Однако этот символ столь неясен, что истолковать его, по-видимому, можно, только обладая больной фантазией. Майкл Киднер, тоже художник «оп-арта», в картине «Оранжевое, синее, зеленое, розовое» изобразил волнистые разноцветные линии, от пересечения которых образуются пучкообразные формы. Некоторые представители «оп-арта» «совершенно отрицают цвет, считая его носителем смысла, а всякий смысл, по их мнению, является врагом чистого искусства».

В западной печати приводились случаи, когда зрители выставок «оптического искусства» получали, якобы, сильное головокружение, начинали страдать морской болезнью, а иногда и падали в обморок в результате осмотра экспонатов.

В Кельне недавно «нашумела» выставка произведений живописи, исполненных обезьянами. Во Франкфур-те-иа-Майне недавно были предложены на выставку «Европейский авангард» чистые, незакрашенные холсты, скульптуры из кривых зеркал, живые обнаженные натурщицы, выкрашенные в разные цвета. В Австрии явилась «сенсанцией» выставка работ Корнелиуеа Колинга, мастерящего из дерева и металла полые произвольные конструкции, заполняемые водой, а затем фотографируемые рентгеновским аппаратом. Полученные графические изображения и выдавались за произведения «искусства»! В Швейцарии «успех» выпал на долю скульптора Жермены Ришье, которая делает фигуры муравьев с женским бюстом, женщин с ногами кузнечика, жаб с лицом женщин. Почти все фигуры изображены с разорванными животами и В судорогах.

Художник Люцио Фонтана (ФРГ) на открытии своей выставки в. Берлине заявил, что пришла пора разрушать, а несоздавать. Его картины — это продырявленный во многих местах холст без красок. Он категорически отвергает наличие в своих работах какой-либо последовательности, системы, стиля, смысла. На вопрос, недостаточно ли было бы только раз проткнуть холст, Фонтана ответил, что совершенно достаточно, и если он протыкает свой холст во многих местах, это исключительно потому, что обыватель нуждается в объяснениях и требует «живописности».

В Крефельде (ФРГ) была недавно устроена выставка скульптора Армана из Ниццы, Здесь экспонировались нагромождения изломанных предметов или частей машин. «Гвоздем» выставки, как. свидетельствует пресса, была «скульптура» — «Белая орхидея». Этот экспонат представлял собой искусственно взорванный белый автомобиль.

В Западном Берлине в 1965 году показывались работы художника З. Нейенгаузена. На плоской поверхности из папье-маше, разделенной на квадратики, возвышались пузыри различной величины и цвета. Между ними или на них наклеены пестрые фотографии. «Пузыри эти неприятны своим цветом... Картинами Нейенгаузена говорит опустошенность, безликое отчаяние, мертвенное существование материи вне формы», — пишет об этих произведениях даже западногерманский журнал «Вельт» (1965, 22 апреля).

Художник Гюнтер Юкер (ФРГ) на выставке в Ганновере продемонстрировал не менее оригинальные творения. Сей художник создает картины из гвоздей, которые он вбивает в натянутое.на дерево полотно. Порой он покрывает сплошь вбитыми гвоздями поверхность стульев, столов. Этим он, якобы, демонстрирует «всемогущество искусства, способного поэтизировать самые банальные предметы». В неделю, как утверждают, он использует два центнера гвоздей для своих творений. В 1965 году в Нью-Йорке открылась вторая его выставка.