Казимир Малевич. 1986. Автор: А.С. Шатских
Среди дружеских привязанностей
одно из главных мест принадлежало музыканту, живописцу, композитору, издателю, теоретику искусства, скульптору, педагогу (1861 — 1934). Их знакомство состоялось в 1912 году, а год 1913 принес теснейшее сотрудничество и упрочение дружбы, продолжавшейся до конца жизни обоих ( скончался от того же страшного недуга — рака, — что и , на полгода раньше своего коллеги). Первой профессией в искусстве была музыка — вплоть до 1913 года он служил скрипачом в петербургском Придворном оркестре; его теоретические изыскания в сфере композиторства вылились в оригинальную теорию четвертитоновой музыки. Живописью занялся в зрелом возрасте, в 1898-1906 годах он учился в частной студии Яна Ционглинского. Здесь он встретился со своей будущей женой, художницей и поэтессой (1877 — 1913). Дом супружеской четы на Песочной улице, наполненный поэзией, музыкой, живописью, надолго стал центром притяжения художников и поэтов русского авангарда. Именно по инициативе и было создано новаторское объединение художественных сил «Союз молодежи» (в 1910 году супруги покинули свое детище, но в 1912 снова вступили в Союз).играл видную роль во многих начинаниях левых художников и поэтов — в частности, учредив книгоиздательство «Журавль», он выпустил множество книг, без которых ныне немыслима история отечественного искусства XX века. В этих книгах рельефно проступила одна из наиболее характерных черт русского кубофутуризма: будучи самым радикальным художественным направлением предвоенных лет, он распространялся и на живопись, и на поэзию. Сращение пластики и слова привело к возникновению поразительных феноменов, взаимно обогативших художников и поэтов. Звездным часом русского кубофутуризма стал Первый съезд баячей будущего (поэтов-футуристов), впервые введший в публичный обиход самоназвание крайне левых деятелей искусства. «Футурист» и его синоним «кубофутурист» надолго стали притчей во языцех для газет и критиков.
Первый съезд происходил 18 и 19 июля 1913 года в финской деревушке Усиккирко, где находилась дача
. Он и был председателем съезда, а участниками его стали и Алексей Крученых; ожидался приезд Велимира Хлебникова, но рассеянный поэт обронил в реку кошелек с деньгами, присланными , и не смог выбраться из родной Астрахани. За два дня было обсуждено и намечено множество планов; манифест, опубликованный через несколько дней в петербургском журнале За 7 дней, обнародовал грандиозные инициативы и начинания делегатов.Как известно, на начальном этапе своей жизнедеятельности футуристы яростно расчищали дороху новому, низвергая и громя все прежние «устаревшие» ценности культуры.
Их эпатажный нигилизм наиболее яркое воплощение нашел в скандальном сборнике «Пощечина общественному вкусу». В Усиккирко же было объявлено: «Пора пощечин прошла». Дерзкая резолюция съезда декларировала отход от разрушительного пафоса русского футуризма в пользу созидательных усилий: целью современности виделось отныне «личное творческое прозрение подлинного мира новых людей». В соответствии с этим намечались действия в предстоящем году: выпуск «все новых и новых произведений в словах, в книгах, на холсте и бумаге» и учреждение нового театра Будетлянин с устройством ряда представлений.
Самое удивительное, что эти широковещательные планы, провозглашенные на финской даче, почти все были реализованы в заявленные краткие сроки.
Почти тут же на свет появился сборник Трое — одно из первых изданий с иллюстрациями
. В нем были помещены произведения Хлебникова, Крученых, . Памяти этой поэтессы, скончавшейся весной 1913 года от лейкемии и похороненной на лесистом холме близ Усиккирко, и была посвящена книга.Начиная с лета 1913 и затем в течении 1914 года были изданы и другие футуристические книжки: их украшали литографии
, , . Автором текстов этих «самописных» изданий был преимущественно Крученых.Творчество Крученых до конца своих дней
любил, высоко ценил и даже отдавал ему предпочтение перед гениальным будетляниным Хлебниковым. Открытия и прозрения поэтов-футуристов сыграли огромную роль в самоопределении и его выходе к иным, неожиданным горизонтам в живописи.Идеи, теории и сочинения будетлян-заумников, прежде всего Крученых и Хлебникова, с их апологией «слова как такового» и зауми как свободного индивидуального языка, творимого истинными поэтами при постижении вечно юного мира, попали на хорошо подготовленную, благодатную почву. Кубофутуризм
стремительно окрасился новым смыслом, неуклонно приближающим его к собственным открытиям.В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Туалетная шкатулкаТуалетная шкатулка. 1913Дерево, масло, 25.5 x 49Государственная Третьяковская галерея», «Станция без остановкиСтанция без остановки. Кунцево. 1913Дерево, масло, 25.5 x 49Государственная Третьяковская галерея», Корова и скрипка (ГРМ) имеют одни и те же размеры, а по углам их деревянных прямоугольников заметны заделанные круглые отверстия, через которые некогда проходили соединявшие их стойки.
обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу — это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической ( высылал деньги на проезд в Усиккирко не только Хлебникову). Иногда средств не хватало даже на холст — и тогда в ход шла мебель. Трем полкам обыкновенной этажерки суждено было обрести бессмертие, став тремя картинами . «Две первых работы, имеющие нейтральные названия, были исполнены по всем кубо-футуристическим канонам. В их вертикальных композициях, скомпонованных из фрагментов со строгими геометрическими очертаниями, явственно читались намеки на предлагаемые картиной образы-обстоятельства: в Туалетной шкатулке таковыми являются деревянная панель шкатулки, запиравший ее крючочек и так далее. В Станции без остановки (в Кунцево поезда останавливались редко) пластическим камертоном служат клубы дыма, ассоциирующиеся с движением паровоза.
Кардинальный сдвиг, скачок случился в третьей работе, родившейся из разломанной этажерки. По представлениям
, основополагающим законом творчества был «закон контрастов», именуемый им также «момент борьбы». Кристаллизацию закона он относил к своему кубофутуристическому периоду: «Оказалось, что в вещах нашлось еще одно положение, которое раскрывает новую красоту. А именно: интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм».В столкновении контрастных изображений
увидел инструментарий, с помощью которого можно взорвать, разрушить окостеневшие догмы старого искусства.Первой картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала «Корова и скрипка». Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: «Алогическое сопоставление двух форм — «корова и скрипка» — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. КМалевич». Впоследствии еще более развернутый текст сопровождал графическую схему этой картины, предложенную ученикам в Витебске в качестве примера, образца заумной, алогичной живописи, уничтожавшей заскорузлые представления о причинно-следственных связях: «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма; показанный рисунок представляет момент борьбы — сопоставление двух форм — коровы и скрипки в кубистической постройке».