Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»
25 марта 1887 года было днем катастрофы. Он писал в своей мастерской портрет доктора РаухфусаПортрет доктора Карла Андреевича Раухфуса. 1887Государственный Русский музей и вдруг неожиданно повалился лицом вперед, на лежащую на полу палитру. Смерть наступила мгновенно.
Творческие силы его были не растрачены. Об этом свидетельствует чрезвычайно ясная и сильная живопись лица Раухфуса. Фигура и фон остстались незаконченными.
Во всех произведениях
заложено глубокое чувство и выражена деятельность человеческой мысли. Его искусство всеми своими силами служило правде, которую он сам провозгласил как путь нашего национального искусствабесконечно восхищался портретной живописью Гольбейна, Веласкеза и Рембрандта. Но он никогда не пытался им подражать, ибо он знал, что, подражая этим высоким образ цам, он не сумеет увидеть своей действительно сти такой, какой она есть на самом деле, и не сумеет в ней открыть присущее ей содержание.
Портреты ТолстогоПортрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873Холст, масло., 98 x 79Государственная Третьяковская галерея, ЛитовченкоПортрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878Государственная Третьяковская галерея, С.С. БоткинаПортрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880Государственный Русский музей и др., представляют собою подлинную вершину психологи ческого портрета. Они поражают глубиною анализа и непосредственной своей правдивостью.
, такие, как портретОни действительно изображают душевную «природу, открытую (художником) уму человека».
Они утверждают наше национальное искусство не только потому, что изображают русских людей, но в еще «большей степени потому, что их реалистическая правдивость и сердечность воспринимается как черты русского стиля в живописи.
Эга служение единому чувству правды связывает в одно целое имена величайших художников России:
, и и составляет основу русского искусства, осмысленную замечательным умом .