Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Кузима Сергеевич Петров-Водкин. Каталог выставки. 1966. Автор: Селизарова Е.Н.

Кроме темы воинского подвига, Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... с увлечением разрабатывает тему рабочего Петрограда, связывая ее с излюбленным им образом материнства.

В 1920 году он пишет картину «1918 год в ПетроградеПетров-Водкин К. С. 1918 год в Петрограде1918 год в Петрограде. 1920Холст, масло, 73 х 92Государственная Третьяковская галерея» («Петроградская мадоннаПетров-Водкин К. С. 1918 год в Петрограде1918 год в Петрограде. 1920Холст, масло, 73 х 92Государственная Третьяковская галерея»), в которой делает первую попытку осмыслить великие изменения в жизни народа после революции 1917 года. Поэтический образ матери-работницы, переселенной рабочим правительством в один из богатых домов Петрограда, полон «вечной» тревоги матери за судьбу своего дитя.

Все глубже всматривается К. С Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... в окружающую действительность. В течение 1925—1928 годов появляется целый ряд произведений, варьирующих темы рабочего быта, материнства: «РабочиеПетров-Водкин К. С. РабочиеРабочие. 1926Холст, масло, 97 x 106.5Государственный Русский музей» (1926), «За самоваромПетров-Водкин К. С. За самоваромЗа самоваром. 1926Холст, масло, 81.2 x 65Государственный Русский музей» (1926), «Семья рабочего в первую годовщину ОктябряПетров-Водкин К. С. Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября)Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября). 1927Холст, масло, 129 x 156Государственный центральный музей современной истории России» (1927), «Мать и дитяПетров-Водкин К. С. Мать и дитяМать и дитя. 1927Холст, масло» (1927) и т. д. В них явственно звучат бодрые оптимистические ноты. Люди чувствуют себя счастливыми хозяевами новой жизни. Они энергичны, активны, веселы... Работая циклами над той или иной темой, что весьма характерно для творческого метода К.С. Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР...., художник постепенно подходит к созданию обобщенного образа, более полно и глубоко, отражающего действительность. Так, его картина 1934 года «1919 год. ТревогаПетров-Водкин К. С. ТревогаТревога. 1934Холст, масло, 169 x 138Государственный Русский музей» собрала в себе, как в фокусе, реалистические искания художника 1920-х годов. Об этом свидетельствуют и эскизы картины 1925—1926 годов — времени зарождения первого замысла «Тревоги», осуществленного несколькими годами позже.

Состояние людей в картине определено тревогой на улице. Пластически точно выражено оно художником: замерла, прислушиваясь к фабричным гудкам, мать, прижав к себе руками хрупкие плечики дочери. Отец смотрит в окно, готовый уйти на улицу по первому зову; и уже иной, глубокий смысл приобретают для нас отдельные детали картины: черствая краюха хлеба на столе и лежащая на стуле большевистская газета, призывающая на борьбу с Юденичем.

Декоративная основа композиции, построенная на диссонирующем сочетании больших цветовых пятен — красного, синего и розового, — акцентирует внимание   на   главных   моментах   изображения,   сразу подчиняя зрителя настроению тревожной напряженности, царящей в комнате. Этот эмоциональный заряд, мгновенно сообщенный цветом, не исчезает по мере того, как вы начинаете внимательно рассматривать картину, сюжет которой разработан художником довольно подробно. Все в картине как бы замерло, застыло, оцепенело, захваченное тревогой, но эта «стынущая неподвижность», статичность фигур, излюбленная художником, пронизана внутренней сдержанностью образов, наполненных потенциальным движением, силой чувств, которые ощущаются и в цветовой активности произведения. Резко столкнулись в цветовом поединке синее за окном и красное в одежде женщины. Будто спорят друг с другом два мира—большой, охваченный очистительной бурей, и маленький уютный мир семьи. Но никто не должен остаться в стороне: революция требует, зовет!

Именно этот глубокий смысл революции, неизбежно ломающей привычные устои быта, раскрытый в обыденном эпизоде, придает образам картины символическое звучание, вызывая необходимость в монументальной форме изображения.

Перестройка рабочего быта после Великого Октября показана художником в картине «НовосельеПетров-Водкин К. С. Новоселье. Рабочий ПетроградНовоселье. Рабочий Петроград. 1937Холст, масло, 204 х 298Государственная Третьяковская галерея» 1937 года. Вот как рассказал о ней сам художник: «Время действия—1922 г. Весна. Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, очевидно, сбежал за границу. В большой комнате с окнами на Неву собрались человек 20—хозяева и их гости, простые и хорошие люди. В самом их подборе, в выражениях лиц, в одежде, в движениях я показываю и следы оставшейся позади гражданской войны, и начало новой социалистической стройки.

Цветовой строй полотна, основанный на контрастном сопоставлении густо-синих и малиновых плоскостей, разбиваемых акцентами белых и зелено-коричневых пятен, подчинен спокойному ритму повествования, объединяющему многофигурную композицию, расчлененную на три части, в одно целое. В центре — мать с ребенком, сидящая в старомодном кресле. Позади нее, у зеркала, — молодая пара. Слева за столом — группа гостей, неторопливо ведущих разговор. Справа, у двери, старичок-крестьянин, отец хозяина квартиры, степенно беседует с одним из гостей, одетым в военную форму. Жанровая сцена исполнена внутренней значительности, она воспринимается как что-то очень важное в жизни изображаемых людей. В отличие от других картин Петрова-Водкина, «НовосельеПетров-Водкин К. С. Новоселье. Рабочий ПетроградНовоселье. Рабочий Петроград. 1937Холст, масло, 204 х 298Государственная Третьяковская галерея» несколько дробно, излишне детализировано. Но, несмотря на это, полотно похоже на фрагмент фрески, завершенный во всех частях.

О многогранности таланта Петрова-Водкина говорят его многочисленные рисунки и акварели, эскизы театральных декораций и костюмов. «Выразительная простота, знание анатомии, пластичность техники, поэтическая методичность ведущих линий, определяют их прекрасные качества... Тематика их всегда демократична, народна…». Все рисунки Петрова-Водкина можно объединить в три большие группы. К первой относятся многочисленные жанры: портреты, натюрморты, пейзажи, исполненные многообразными средствами графики. Насколько тонко чувствует художник выразительные возможности самых различных техник, свидетельствуют его акварели, рисунки тушью и карандашом, эстампы. Второй раздел представляет книжная иллюстрация. Здесь отметим прежде всего изящные по исполнению, динамичные по композиции иллюстрации к автобиографическим книгам «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». В третью группу входят эскизы, наброски, этюды к картинам — «СонПетров-Водкин К. С. СонСон. 1910Холст, маслоГосударственный Русский музей» (1910), «Купанье красного коняПетров-Водкин К. С. Купание красного коняКупание красного коня. 1912Холст, масло, 160 х 186Государственная Третьяковская галерея» (1912), «Смерть комиссараПетров-Водкин К. С. Смерть комиссараСмерть комиссара. 1928Холст, масло, 196 x 248Государственный Русский музей» (1928), «1919 год. ТревогаПетров-Водкин К. С. ТревогаТревога. 1934Холст, масло, 169 x 138Государственный Русский музей» (1934) и др. Они носят чаще всего рабочий характер, свидетельствуя о стремлении художника уточнить, проверить по натуре созданные его воображением образы.

Неистощимы творческая энергия и энтузиазм К.С. Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — художника и общественного деятеля. Его творческое наследие огромно: с черновыми набросками оно насчитывает более тысячи работ. Даже тяжело заболев (примерно с середины 20-х годов), он продолжает много и с увлечением работать. В последние годы своей жизни Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... много работает над образами В. И. Ленина и А. С. Пушкина.

Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... умер 15 февраля 1939 года. Смерть помешала ему довести замыслы до конца. Не начал он и большую работу по росписи Дворца Советов, куда художника пригласили в 1936 году, ценя его дарование монументалиста.

В 20-е—30-е годы Петров-Водкин Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... — активный участник многочисленных выставок в нашей стране (от обществ «Четыре искусства», «Жар-цвет», «АХРР» и др.) и международных — в Нью-Йорке, Венеции. Он преподает в Академии- художеств; руководит с 1932 года Ленинградским отделением Союза художников; является депутатом Ленсовета XIV созыва.

Правительство высоко оценило заслуги К.С. Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.... перед советским искусством, присвоив ему 4 октября 1930 года звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.