Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.
Нам ничего не известно о посещении
мастерской Жуковского, но о том, что такое посещение состоялось, свидетельствует факт участия молодого художника на выставках «Мира искусства» в 1902 и 1903 годах. При этом он не порывает с передвижниками, а, наоборот, все большее количество произведений показывает на их выставках. Сопоставляя эти данные, можно представить себе существо переговоров между Серовым и Жуковским по поводу его участия на выставках «Мира искусства». Последний дал согласие на это участие, по-видимому, при условии, если он по-прежнему будет выставляться у передвижников, несмотря на то, что это были две антагонистические организации. Для руководителей «Мира искусства» такой компромисс оказался приемлемым, так как в это время основная борьба с их стороны велась прежде всего против группы «36-ти» за утверждение своего влияния в московских кругах.На двух выставках «Мира искусства» было экспонировано семь его произведений. «Новости и биржевая газета» в информации о выставке «Мира искусства» писала: «Среди многочисленных пейзажных этюдов (и только «этюдов») есть хорошие с большим настроением и правдиво написанные этюды г. Жуковского («НенастьеНенастье. 1909Холст, масло, 61,3 x 82Томский областной художественный музей», «Утренник», «Монастырь»). В период с 1903 по 1910 год «Мир искусства» не существовал как самостоятельное объединение, и потому бывшие участники его выставок показывали свои произведения в Союзе русских художников.
Основные творческие интересы Жуковского в первом пятилетии 1900-х годов связаны с деятельностью Товарищества, на выставках которого появляются его лучшие произведения.
Жуковский в течение семи лет (с 1896 по 1903 годы) принимал участие на передвижных выставках в качестве экспонента. В 1903 году (12 февраля) он был избран членом Товарищества.
В начале 1900-х годов Жуковский продолжает разрабатывать деревенскую тематику. В отличие от солнечных картин природы конца XIX века новый цикл пейзажей, наполненных ощущением грусти и уныния, словно отражает сумерки крестьянской жизни. К таким деревенским пейзажам относится картина «ХотьковоХотьково. 1903Холст, масло, 32 x 51,3Государственная Третьяковская галерея» (1903, Третьяковская галерея).
Изображена серенькая деревушка под пасмурным небом в осенний вечереющий час. Вековечные избушки, риги, сараи с торчащими жердями на фоне белесых облаков словно повествуют о бедности русской деревни, об унылых буднях крестьянской жизни, о дедовском патриархальном укладе. Темно-серые избушки, темное вспаханное поле и черные грачи на нем, темно-фиолетовая дорога противопоставлены холодному с бледно-голубым отливом небу. Рыжее поле переднего плана по светосиле является как бы смягчающим звеном, умеряющим светотеневые контрасты. Воздушная среда здесь передана постепенным «угасанием» цвета на расстоянии. Избушки и сараи выплывают в сероватом тумане, местами поглощающем их очертания. Картина «Хотьково» написана в плотной пастозной манере, подчеркивающей предметную осязаемость мира природы.
Рассмотренный пейзаж характеризует Жуковского как передвижника, продолжателя демократических традиций 70-х и 80-х годов. Вместе с тем здесь заметно влияние В.А.Серова с его стремлением к созданию предельно простого, обыденного и в то же время значительного и возвышенного образа.
В.А. Серов поступил преподавателем в Московское Училище в 1897 году на место уехавшего в Пензу
. Жуковский в это время заканчивал натурный класс, и хотя он не был учеником Серова, но находился под обаянием его таланта.«Серовские влияния чувствуются... как в стремлении к передаче материальности предметов, так и в плотной патовой кладке красок и в особенности, конечно, в общей приподнятости, экспрессивности изображения».
Отмечая известную близость работ Жуковского и Серова, не следует забывать и об отличии в трактовке крестьянских пейзажей у этих художников. Серов на природу смотрит как бы глазами крестьянина, тогда как Жуковский — взглядом сочувствующего интеллигента.
В реалистических пейзажах Жуковского с самого начала 1900-х годов нашли отражение и суровые будни природы, и мечтательное чувство художника, обращенного к ней.
Художник А. Скалой — автор биографий ряда живописцев — даёт Жуковскому следующую характеристику: «Жуковский знакомит нас с самыми разнообразными мотивами из русской природы. Живопись его сочная и свежая. Он правдив и прост в своих изображениях. Год от года его пейзажи все более и более приближаются к природе. В последних его вещах все больше и больше начинает проглядывать поэтическая жилка».
Большие возможности для живописных обобщений открывало Жуковскому обращение к мотивам обширных водных просторов озер. В этих пейзажах ощущается движение: небо, подернутое пеленой облаков, то хмурится, то проясняется, колеблемые ветром деревья постепенно погружаются в сумрак вокруг покрытого рябью озера.
К таким произведениям можно отнести «Пасмурный день» (1900, Куйбышевский художественный музей) и «Озеро СенежОзеро Сенеж. 1902Холст, картон, масло, 45 х 66Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1902, Художественный музей Белоруссии). В картине «Пасмурный день» передано начало осени, когда в траве и зелени деревьев появляются рыжеватые тона. Водное пространство не замкнуто, но от этого композиция не теряет цельности. Дерево представляется осью симметрии, оно чуть сдвинуто, чтобы обеспечить равновесие масс. Продуманная композиция позволяет охватить пейзаж единым взглядом. Созданию впечатления целостности способствует и синевато-голубоватая цветовая гамма.
Здесь все пронизано движением: от ветра колышатся ветви деревьев, покрылась рябью вода, бегут вереницы облаков. Образ природы мужествен и суров. Пейзаж относится к серии произведений эпического склада.
Если в картинах осени начала 1900-х годов ведущим является эпическое начало и при этом можно говорить лишь об отдельных элементах интимных переживаний, то в картинах весны лирическое начало оказывается безраздельно господствующим. В осенних озерных пейзажах водное пространство изображалось на втором плане, наоборот, в весенних пейзажах поверхность воды дана на переднем плане, и отражает она не только небесный свод, но и земной ландшафт.