Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.
Не только сам образ картины, но и отзыв о ней свидетельствуют, что художник находился под обаянием пушкинской эпохи: «Воспоминание» такая же старинная, барская, но только, по-видимому, запущенная усадьба. На скамье, на одной из прилегающих к дому аллей сидит что-то вроде Онегина».
«РазъездРазъезд на рассвете. 1902Холст, масло., 87 x 143,5Одесский художественный музей» и «ВоспоминаниеВоспоминание. 1902Холст, картон, масло, 58 х 89,5Частное собрание» — своеобразные историко-литературные картины в пейзажной живописи. Они свидетельствовали о том, что ретроспективизм, захвативший многих художников, затронул и сферу пейзажа.
Интерес к историческому прошлому был характерен для виднейших представителей школы
— и , для корифеев «Мира искусства» — А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере. Не миновал он и Жуковского. В отличие от куинджистов с их тяготением к героическому и легендарному эпосу передал сюжеты из прошлой жизни в лирическом образе пейзажно-жанровой картины. В отличие от мирискусников, увлекавшихся то королевскими парками Версаля, то историческими ансамблями Петербурга, Жуковский, находясь под обаянием пушкинской эпохи, сосредоточил внимание на русской провинциальной усадьбе. Но для пейзажиста воссоздание образа этой эпохи оказалось делом непосильным, и потому историческая тема прозвучала эпизодом в его творчестве. По-видимому, Жуковский не столько воссоздавал образы прошлого, сколько умел напомнить о нем на памятниках старины. Особенно хорошо это удавалось ему, когда прошлое было перед глазами художника и погружало его в воспоминания. Однако увлечение взятой темой не прошло для него бесследно. Она обострила его внутреннее видение, развила в нем ощущение эпохи.Интерьеры старинных домов в поместьях с молодых лет привлекали Жуковского, о чем свидетельствует еще ученически незрелый этюд внутреннего помещения, выполненный в Муханове, о котором упоминалось выше. В начале XX века эта тема в его творчестве появляется вновь. Картина « Вечерний аккорд Вечерний аккорд. Холст, маслоМестонахождение неизвестно» (1902, местонахождение неизвестно), экспонировавшаяся под этим названием на 30-й Передвижной выставке, а затем под названием «Последний аккорд» на 32-й Передвижной выставке 1904 года, характеризует Жуковского как мастера интерьерной живописи. Но, по-видимому, мотив интерьера в данном случае привлек художника не сам по себе. На этот раз интерьер оказался подходящей сценой для воплощения музыкального образа средствами изобразительного искусства.
Молодая женщина в белом платье играет на рояле. Раздался завершающий аккорд грустной мелодии, и ему вторит вспышка заката, щедро бросающего на стены последние яркие отблески. В гостиной медленно сгущается прозрачный сумрак, окутывающий одинокую фигуру героини. И кажется, что в этот момент исчезают мечты и ярко вспыхивают воспоминания.
Теплым люговато-сиреневым оттенкам фона противопоставлен серебристый цвет платья изображенной, и этот контраст сосредоточивает на ней главное внимание зрителя. Это же внимание к человеку дополнительно подчеркивает женский портрет, висящий в полутени на стене. Благодаря композиционному и колористическому выделению человеческого образа интерьер, по существу, перевоплощается в жанровую картину, цветовая гамма которой подобна музыкальной гармонии.
Художник выразил тоску одиночества русской интеллигентки, ее печаль и разочарование жизнью. Молодость, красота, утонченность ее натуры не могут принести ей счастья, мечта о котором угасает, как угасают последние аккорды, вызванные к действительности тайными струнами ее души.
В этой глубоко лирической полуинтерьерной-полужанровой картине художник использует графические и декоративные приемы. С одной стороны тонко прорисованы струящиеся серебристые складки платья молодой женщины, контуры рояля, кресел, узоры ковра. С другой — оранжевые пятна заката на стенах, пересеченные тенями оконных рам и ветвей деревьев парка, придают картине декоративное звучание. Элементы декоративизма согласуются с пространственным и перспективным началом на основе принципов тональной живописи, по вместе с тем обогащают ее, открывая возможности для дальнейшего ее развития.
Картина написана с натуры. Позировала Жуковскому его жена. Отсюда ощущение органического созвучия настроения героини с настроением самого художника. Конечно, картина создавалась в течение длительного времени, тогда как вспышка заката всегда кратковременна. Необходим был предварительный эскиз, запечатлевший этот момент, эскиз, с помощью которого можно было все время в процессе работы над картиной вносить коррективы. Такой эскиз «За роялем», выдержанный в золотисто-розоватой гамме, хранится в собрании А.К. Добржанской в Москве. Картина «Последний аккорд», как указывал
в 1907 году, находилась в собрании И.С. Остроухова. Сам автор считал ее одним из лучших своих произведений. В настоящее время ее местонахождение не установлено.Картина « Последний аккорд Вечерний аккорд. Холст, маслоМестонахождение неизвестно» привлекла внимание критики оригинальностью образного решения. Сергей Глаголь дал высокую оценку этому произведению: «Поищем лучшего на выставке, хоть чего-нибудь утешительного. Оно все-таки там есть. Возьмите хотя бы работы г. Жуковского. Оставляя в стороне неприятную шершавую манеру письма, в которую художник с некоторых пор влюблен, все-таки нельзя не сказать, что его картинка «Последний аккорд» с пятнами золотистых лучей заката на стене и изразцах печи — превосходная вещь и по новизне мотива и по силе выраженного света»2.
Другой критик, Н.Романов, восторженно отозвался о картине: «Как всегда прекрасны и полны поэзии пейзажи и старые усадьбы г. Жуковского — особенно его «Последний аккордВечерний аккорд. Холст, маслоМестонахождение неизвестно» вечерних лучей, озаривших зал деревенского дома и фигуру за роялем)».
Вслед за «Последним аккордом» появляется новый цикл пейзажных картин, объединенных названием «Бессонная ночь», в котором создан образ молодой женщины, охваченной безысходной печалью. Образ одинокой девушки в русском искусстве был запечатлен рядом художников, начиная от М. П. Клодта и кончая Н.А.Ярошенко. В большинстве произведений художники отображали физические и связанные с ними душевные страдания обреченных на угасание жертв тяжелой болезни.
выбирает другой аспект темы. Изображенные им женщины молоды, здоровы, но глубоко разочарованы жизнью. В его произведениях созданы образы грустно-нежных, мечтающих и страдающих героинь.У Жуковского этот образ не носит характера жанрового портрета и немыслим в отрыве от пейзажных и интерьерных задач.