Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №7

Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.

Картина «Бессонная ночь. СветаетЖуковский С. Ю. Бессонная ночь. СветаетБессонная ночь. Светает. 1903Холст, масло, 87,5 x 132Тверская областная картинная галерея» (1903, Калининская картинная галерея) была впервые показана на 32-й Передвижной выставке в 1904 году, встретила широкое одобрение и вызвала самый живой интерес. Критика обратила на это произведение самое пристальное внимание. Зигфрид (Э.А. Старк) посвятил ему полную восторга статью в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «Сделавшиеся за последнее время сухими, застывшие в утомительном однообразии форм и приемов выражения, передвижные выставки не могли не почувствовать этого властного натиска чего-то нового, каких-то исканий, чего-то не укладывающегося в раз навсегда заготовленные рамки и, почуяв это, не могли не потесниться, чтобы принять в свою среду нечто, противоречащее старому укладу.

Таких противоречий на нынешней XXXII Передвижной выставке найдется несколько, правда, не очень много, и они, на мой взгляд, являются выразителями если не самого талантливого, то, во всяком случае, наиболее живого. На первом плане стоит в высшей степени индивидуальный С.Ю. Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.....

Вот, например, картина с такой надписью: «Бессонная ночь. Светает». Она даже не сразу бросается в глаза, тем более что и повешена при невыгодном освещении и в дальнем углу. Но чем более в нее вглядываешься, тем более постигаешь всю прелесть этого создания художника, и уже нет сил оторваться от него, хочется смотреть, смотреть и впитывать в себя разлитое в нем настроение. Роскошные кусты сирени в периоде полного цветения, когда весь воздух напоен ее тонким ароматом, окружили лужайку, посередине коей виднеется причудливо вырезанная клумба с желтоватой дорожкой, бегущей мимо нее в глубину, где стоит одноэтажный старый деревенский дом, все окна которого плотно закрыты, он погружен в глубокий сон, и только дверь, ведущая в цветник, настежь; полная тишина царствует вокруг, неподвижны кусты сирени, неподвижен воздух, чуть побелело предрассветное небо, и все тона такие мягкие, немного расплывчатые, когда сумрак ночи уже рассеялся, но дневной свет, определяющий очертания предметов, еще не вступил и свои права. И погруженная в недвижную тень пробуждающегося утра, замерла на скамейке одинокая белая женская фигура, склонилась в позе безмолвного горя ... Что произошло в эту длинную бессонную ночь? Какой раздирающий аккорд трагического финала прозвучал в душе, мучительной болью отозвался в сердце и составил такой диссонанс с прекрасным майским утром, когда все в природе бурно оживает, громко радуется, взывает к любви и обновлению?

Оригинальная манера художника бросать на полотно широкие, энергичные мазки, лепя подчас огромные куски краски, здесь, в этой картине, сказалась с особой яркостью: кажется, будто художник сам только что пережил нечто подобное и, еще смятенный, внезапно почувствовал прилив творчества, схватил кисть, и посыпались на полотно лихорадочные, быстрые мазки ...

А рядом с этой картиной висят его же «Озеро Кездра», «Пасмурно» и «Ветрено на озере», обличающие в Жуковском отличного мастера в области северного пейзажа. Это чудесные отзвуки угрюмой северной природы, которую он, видимо, чувствует, понимает, любит. И везде, во всех этих картинах, подкупает его манера, широкая, страстная, его живые краски, его удивительно передаваемые эффекты освещения».

Статья критика А. Косоротова, помещенная в газете «Русь», также свидетельствуют о глубоком впечатлении, которое произвела на современников эта картина:

«Его дивная "Бессонная ночь", загнанная устроителями в самую темноту, трепещет поразительной жизнью. Цветник перед усадьбой. Весна. Сирень буйно цветет, воздух насыщен все опьяняющим ароматом. Светает. Первые лучи дня тупо отражаются в еще мертвенных окнах. Все полно кругом пронизывающей утренней сыростью. Но, не замечая этой сырости, ни аромата сирени и ничего кругом, на скамейке сидит женская фигура, углубившись в мучительную думу.

Кто знает? Быть может, она пережила за эту одну одинокую ночь десять лет жизни ...».

Первый из приведенных отзывов позволяет сделать вывод, что критика обратила внимание на новизну не только сюжета, но и технических приемов исполнения. Картина написана тонкими корпусными мазками, которые подчеркивают линейное начало. Вместе с тем эти рельефные мазки передают ощущение реального  пространства.   Направление  линий рельефных мазков  в  каждом отдельном случае различно. Трава написана вертикальными мазками, что как бы выявляет ее рост. В передаче кустов сирени мазки образуют закругления и завихрения, характеризующие бурное неудержимое цветение.

В то же время, создавая картину «Бессонная ночь. Светает», Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... возвращается к методам, завещанным ему передвижниками. Он пишет картину по предварительному эскизу (который ныне хранится у М.Б.Граковой-Свири-довой в Москве) и, кроме того, создает второй вариант картины, известный по дореволюционной открытке (22). Сравнение эскиза, картины и последующего варианта, как и другие подобные сопоставления, позволяет сделать вывод, что Жуковский никогда не следовал пассивно за натурой, а стремился привести ее в соответствие со своим идейным замыслом. Другими словами, он подчинял правду действительности правде художественного образа, рассматривая их как первую и вторую ступень творческого процесса.

В картине «Бессонная ночь. СветаетЖуковский С. Ю. Бессонная ночь. СветаетБессонная ночь. Светает. 1903Холст, масло, 87,5 x 132Тверская областная картинная галерея», как и в картине «МайЖуковский С. Ю. МайМай. 1896Холст, масло, 71 х 98Частная коллекция» 1896 года, изображен в предрассветном сумраке одноэтажный дом с белым портиком и кустами цветущей сирени в имении Старая Воля. Введенный в пейзаж образ молодой женщины, охваченной безысходной печалью, ассоциируется с образом матери художника Марии Жуковской, жизнь которой в этом, казалось бы, тихом и безмятежном уголке была наполнена душевной болью за судьбу своей разоренной семьи, за судьбу польского народа, страдающего от бесправия. В этом произведении тема родного дома, проходившая красной нитью через раннее творчество Жуковского, была исчерпана, и, может быть, поэтому в дальнейшем художник к ней не возвращается.

В картине нашли отражение грустные воспоминания Жуковского о своем детстве и юности, но вместе с тем ее идея гораздо шире. Он выразил в ней элегические раздумья своих современников, когда для них угасли надежды на перемены к лучшему в жизни. Где, в чем скрывается этот путь к счастью, и сам художник, конечно, не знал. Однако объективно он ответил на вопрос, почему его героиня несчастна. Потому, что она оказалась наедине со своими думами, сомнениями, переживаниями, тогда как где-то рядом уже ощущались слабые, но свежие дуновения пробуждающегося общественного подъема. В этой, по существу, пейзажной картине Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... сумел раскрыть душу польской и русской интеллигенции, отразил ее смутную тревогу перед неизвестным будущим.