Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.
Картина «Бессонная ночь. СветаетБессонная ночь. Светает. 1903Холст, масло, 87,5 x 132Тверская областная картинная галерея» была приобретена С.П. Рябушинским, о чем свидетельствует сам художник, назвавший ее в числе своих лучших произведений.
На ту же тему Жуковским была исполнена другая оригинальная картина (местонахождение неизвестно), в которой молодая женщина проводит бессонную ночь на балконе старинного помещичьего дома. Сидя в кресле, она опустила голову на протянутую руку, лежащую на столике. Она не замечает ни наступления утра, ни света от продолжающей гореть лампы, озарившей открытую настежь балконную дверь. Здесь, в отличие от предшествующей картины, героиня передана не в окружении природы, а в окружении архитектуры. В первоначальном варианте современность словно объединяется с воспоминанием, во втором — получает звучание лишь современная тема.
Кто же послужил моделью для создания этого элегического образа? Как свидетельствуют современники, во время сеансов художнику позировала его жена. Это же подтверждает и сравнение изображенной в картине с автопортретом А.А.Жуковской (Третьяковская галерея), написанным в 1904 году. Изображена дама, смотрящая прямо на зрителя. Темно-русые волосы образуют модную для того времени круглую прическу. В ее больших светлых глазах выражены искренность и доброта. По воспоминаниям Н.И. Рождественской, близко знавшей А.А. Жуковскую, она была отзывчивым и душевным человеком. Эти черты характера преображали ее скромную внешность, она представлялась Жуковскому прекрасной, и в картинах «Последний аккорд» и «Бессонная ночь» возник ее идеализированный образ. Автопортрет словно позволяет «проявить» черты лица героини «Бессонной ночи». Но основное впечатление в этой последней работе производит не столько лицо, сколько поза, жест, изящное нарядное белое платье и, конечно, образ природы и архитектурный антураж.
К картине сохранился этюд (Новосибирская картинная галерея), позволяющий с помощью сравнительного анализа выяснить творческий метод Жуковского при создании им пейзажно-тематической композиции. В заключительном варианте показана решетка балкона, за которой проглядывает зелень парка, а за стеной ризолита видны уголок неба и ветви деревьев, в окнах отражается зелень парка, и, таким образом, героиня, находящаяся в центре архитектурного ансамбля, в то же время как бы окружена природой. В этюде в качестве антуража воспринимается только архитектура. Пространственный кадр здесь оказывается более узким, чем в картине. Напрашивается вывод, что
в сфере идейно-тематической придерживался методов передвижников, этюды которых носили характер фрагментов будущего произведения. Рассматриваемый этюд мог бы восприниматься как центральная часть будущей картины, если бы в нем была запечатлена та же модель. Но для этюда позировала другая молодая женщина. Героиня этюда также истомлена проведенной на балконе бессонной ночью. Ее голова опирается на согнутую в локте руку.Где же написан второй вариант картины «Бессонная ночьБессонная ночь. 1903Холст, маслоМестонахождение неизвестно»? Если первый вариант создан по мотивам прежних картин, то второй вариант переносит зрителя в Вышневолоцкий уезд Тверской губернии, в усадьбу Бережок. В парке, на берегу озера Песьво, находилось построенное в первой половине XIX столетия двухэтажное здание, называемое Жуковским «Белый дом». На балконе этого дома, выходящем в сторону парка, и была написана картина «Бессонная ночь». Первый пейзаж с изображением «Белого дома» был исполнен Жуковским в 1900 году (Днепропетровский художественный музей). С тех пор на выставках все чаще стали появляться его произведения, воссоздающие природу этого приозерного уголка.
трудится над образом усадьбы Бережок на протяжении первых восьми лет нового столетия. Варианты картины «Бессонная ночь» рассказывают о смене облюбованных художником мест творческой работы, одно из которых было связано с образом усадьбы Старая Воля, другое — с образом усадьбы Бережок. Во время написания этих картин чувства и думы художника ассоциировались уже не столько с воспоминаниями детства и юности, сколько пробуждались природой, среди которой протекала его настоящая жизнь.
Усадьба Бережок принадлежала профессору В о енно-медицинской академии в Петербурге Леониду Георгиевичу Беллярминову (1859-1930) — крупнейшему для того времени врачу по глазным болезням (25). Здесь уместно остановиться на основных чертах характера этого человека. Один из современников Беллярминова профессор Г.Е. Выгодский в некрологе писал о нем: «Что касается лично Леонида Георгиевича, то это был обаятельный человек, пользовавшийся всеобщей любовью, человек большого ума и доброго сердца, чуткий и отзывчивый, в высокой степени справедливый человек, для которого не было ни эллина, ни иудея, человек, ценивший выше всего правду». Авторы статьи, посвященной 110-летию со дня рождения Беллярминова, называют его «подлинным представителем гуманности и культуры великого русского народа».
Многолетнее знакомство и общение между Беллярминовым и Жуковским характеризует высокие моральные качества последнего, свидетельствует о его недюжинном уме. По-видимому, ученого и художника сближал также взаимный интерес к русской культуре и искусству.
Жена Беллярминова, Луиза Ивановна (1865-1934), урожденная Горниль, по национальности была француженкой. Очевидно, ее образ был запечатлен Жуковским в упомянутом этюде к картине «Бессонная ночь». Жуковский подарил ей одну из самых больших своих картин «УтроУтро (Осень в усадьбе). 1906Холст, масло, 117 х 142Частное собрание» (собрание Н.П. Федоренко, Москва) с надписью: «Дорогой Луизе Ивановне на добрую память. С.Жуковскш, 1906». Во время своего пребывания в Вышневолоцком уезде художник в течение ряда лет, находясь в дружбе с супругами Беллярминовыми, останавливался со своей женой на длительное время в Белом доме.
Одновременно с созданием картин, посвященных русской интеллигенции,
пишет ряд пейзажей, отражающих бодрое, жизнеутверждающее Лирические пейзажи первых лет XX века настроение, вызванное непосредственным соприкосновением с природой. В это время в его творчестве прозвучала необычная для него тема, связанная с изображением предстоящего перелета птиц. Может быть, она в какой-то мере была навеяна ожиданиями перемен и полетом мечты.Картина «К отлету — журавлиК отлету — журавли. 1902Холст, масло, 37 x 57Частное собрание» (собрание А.С. Ступиной, Киев) появилась на 31-й Передвижной выставке в 1903 году. Эскиз к ней хранится в собрании А.Н. Рамма в Ленинграде. Суровый ветреный осенний день. На зеленях под хмурым фиолетовым небом с низкими облаками готовятся к отлету журавли. В отличие от эскиза, выдержанного в единой холодной тональности, в картине получили обострение светотеневые и цветовые контрасты. Сама картина «К отлету — журавлиК отлету — журавли. 1902Холст, масло, 37 x 57Частное собрание» изображает птиц на пустом буром поле. Они четко выстраиваются друг за другом, чтобы затем столь же стройно подняться в воздух. Последний глоток воды, старт, дружный взмах крыльями — и журавли понесутся в далекий путь. Они покинут унылое голое поле и полетят в светлые дали, в какой-то другой, лучший мир. Освещение построено на противопоставлении темных полей и светлого неба с серебристо-лиловатыми облаками и голубыми просветами. Фиолетовое оперение птиц перекликается по цвету с облаками, уходящими за горизонт. Этот переход от темных коричневых тонов к голубоватым отвечает смене настроений от тихой грусти до звонкой радости.