Мнения и споры

  • Страница №2

Мнения и споры. 1989.

(Во время выступления С Червонная назвала целый ряд художников и их произведений, отражающих, по ее мнению, основные тенденции художественного процесса).

 

Г.  ЛАРШПЕВ, секретарь правления СХ РСФСР (Москва).

Все, кто занимается народным искусством, ожидали, что оно будет широко представлено на  выставке в Манеже. Но, к сожалению, этого не произошло. Значение народного  искусства явно недооценивается местными союзами художников. В разделах почти не  нашлось места для  произведений народных мастеров Татарии,  Карелии. Коми,    Башкирии. В  то  же  время  в  Башкирии между фирмой «Агидсль» в Союзом художников идет борьба, в результате которой коммерческая система превращает народное искусство в поточное производство, в источник барыша.

В Дагестане, где в каждом ауле работают мастера высшего класса, до сегодняшнего дня нет организационной единицы, которая бы занималась промыслами.

Коммерция, ведомства отбирают у нас народное искусство. Мы стараемся бороться, но сил не хватает. Местные Союзы, отворачиваясь от решения этих проблем, прежде всего наносят вред своему краю.

 

В. ПЕРФИЛЬЕВ, искусствовед, ответственный секретарь журнала «Искусство» (Москва). 

Говорить о молодых на этой выставке трудно. Ответ на вопрос о реальном соотношении поколений в регионах может быть совершенно различным. Там иные темпы освоения авангардных тенденций, чем в Москве и Ленинграде. Многое зависит от того, как строятся отношения между руководителями и молодежью па местах — конфронтация это или сотрудничество?

Я не стал бы утверждать, что только молодые следуют новациям, увиденным на столичных выставках или в различных изданиях.

Далее выступавший, перечислив и кратко охарактеризовав произведения молодых живописцев, скульпторов, графиков, отметил, что, по его мнению, на выставке нет какой-либо одной объединяющей молодых тенденции: каждый ищет кто у Шевченко, кто у «Бубнового валета», кто в модерне, кто у современных художников.

Если говорить о национально-психических особенностях творчества молодых, не касаясь при этом народного искусства, то их на выставке нет.о

 

Г. ГОЛЕНЬКИЙ, искусствовед (Ленинград). 

Значительная часть художников выставляет и продает свои работы по вполне официальным, но, так сказать, альтернативным каналам, в том числе и через кооперативы. При этом «неформалы» начинают занимать сейчас в искусстве все более значительное место. Градация известности наших художников за рубежом решительно не совпадает с имеющейся внутри страны. Расслоение художников усугубляется правовым неравенством членов СХ и не членов Союза. В условиях свободной конкуренции в значительной мере стала очевидной несостоятельность эстетического воспитания широкого зрителя, ныне все более он тяготеет в своей массе к немудреной салонности. Между художественной и коммерческой ценностью вещей все более наблюдается резкое, порою драматическое несоответствие. Критике же для влияния на художественный процесс и общественный вкус необходимо добиться реальной независимости от собственного стереотипного инерционного мышления и освободиться от прессинга со стороны Союза художников. Независимость критика не в том, чтобы увидеть позитивные качества у прежде гонимых мастеров и пересмотреть традиционное отношение к  именитым  художникам.