Мнения и споры. 1989.
В нынешних условиях государственно-организационная работа в области искусства, до сих пор жестко ориентирующаяся только на Союз художников, должна приобрести более гибкие, независимые формы. Одновременно следует предостеречь и от другой крайности — стремления придать «авангарду» статус официального искусства. При этом, учитывая дальнейший рост коммерциализации, собрание музея может стать ориентиром в оценках художественного качества.
В последнее время стало модно полностью отрицать существующую практику масштабных — республиканских, зональных экспозиций, что явно неразумно. Отработанные организационные структуры очень много дали в первую очередь для развития творческих коллективов на местах. Видимо, в практике выставочной деятельности необходимо способствовать повышению альтернативности. Следует переходить к экспертным оценкам как механизму их формирования. Нынешние выетав-комы комплектуются исключительно Союзом художников, число искусствоведов в них незначительно, а их голоса мало что значат, мало что меняют. Выставкомы бюрократизируются.
Г. БОЧАРОВ, искусствовед (Москва).
Основной недостаток этой выставки, с моей точки зрения, — в отсутствии своеобразия в произведениях художников различных автономных объединений. На мой взгляд, большинство представленных в экспозиции картин могли бы быть написаны в Москве, Лепинграде, Вологде, Владимире.
Своеобразие всегда базируется на народном искусстве, а отношение к нему по традиции остается прежним, по остаточному принципу. В период «раскулачивания» начисто и почти навсегда было уничтожено огромное количество промыслов. В 50-е годы стала модной теория изобразительности, согласно которой на первом плане оказывалась живопись, на втором — скульптура, на третьем — декоративно-прикладное и где-то на последнем— народное искусство. Кроме того, народным искусством, как правило, занимались люди малокомпетентные.
Н. ЖУКОВА, заместитель министра культуры РСФСР (Москва).
Выставка была результатом тесной совместной работы Союза художников и Министерства культуры РСФСР. Дело шло очень трудно. Бесконечные попытки ее преждевременного окончания с целью открытия то выставки из Алжира, то фотовыставки. И в то же время экспозиция в Манеже — единственное событие в художественной жизни страны, отражающее интернациональный характер -нашей культуры.
Посетителей было ве так мвото, как хотелось бы, но это были особые, заинтересованные зрители.
В один из дней на выставке побывали депутаты Верховного Совета. Одни из них — из простого любопытства, другие с очень категоричным заявлением: «А ничем вы нас не удивили! Все известно. И вообще у вас здесь единый русский язык». Имелась в виду та общность, что существует в творчестве наших художников, в тематике. Это явно отдельных депутатов не устраивало. А многие депутаты произносили только слова благодарности.
Нам же важно знать, как депутаты могут помочь в целом культуре российской, каково их видение происходящих сложных процессов. Сегодня важно изменить отношение к культуре в целом. Пока ничего не сделано ни для создания материальной базы. ни для оценки нашего труда: за последние 30—50 лет заработная плата работников культуры составляет в пелом 60 процентов от средней заработной платы по стране. Считаю, что если государство не будет увеличивать своих затрат в этой области и уйдет от понятия «дотации», то ничего не получится. И хотя переход из хозяйственный расчет в культуре не планируется, на эти цели в России выделяется 1.5 процента от национального дохода, что гораздо меньше, чем у самых слаборазвитых стран. Существует ж другая угроза. Действующий пртгаип территориального развития культуры хорош: больше свободы, больше самостоятельности. Но ведь может случиться так, что завтра конкретный руководитель на месте урежет наши 1,5 процента до 1 процента. Один пример. Совсем недавно в Чечено-Ингушетии музейные работники радовались, что получают новое здание. Но ушел тов. Н. Фатеев, пришел новый руководитель, и похоже, музея в этом здании уже не будет. Требуется закон о культуре. И, невзирая на мнение по данному вопросу вышестоящего министерства, мы начинаем его готовить.