Мнения и споры. 1989.
При невозможности получить должную материальную поддержку со стороны государства художники в то же время не имеют свободного доступа и к покупателю за границей.
Перед художником сейчас стоит задача или угождать искусствоведам, идя как бы в русле времени, когда во имя плюрализма на выставках экспонируются композиции с унитазами и другими предметами, иди все же служить искусству.
Э. ЯНБУХТ1ША. искусствовед (Башкирская АССР).
Сегодня нет в республике такого учреждении, которое бы специально занималось вопросами научения народного искусства. Оно не представлено ни в одном музее Уфы, пет его и па этой выставке. Если па-родное искусство не изучается, если народное искусство не коллекционируется, то возникает вопрос: достаточно ли глубоко жизнь народа отражается в произведениях наших художников? Вероятно, недостаточно. Художникам России нужно дотягиваться не до уровня искусства Грузии пли Прибалтики, а хорошо бы дотянуться до уровня культуры своего народа.
Я бы хотела коснуться проблемы «художник и провинция».
В тоталитарном обществе, из которого мы только начинаем выходить, признание талантов, особенно в провинции, строго централизовано. Пока художник не признав в Москве, он у себя на родине остается сознательно не замеченным, даже если его работы постоянно экспонируются.
Мы — единая страна, у вас единые проблемы, единая боль, и коль схема моноцентризма существует — мы не можем решить все проблемы только своими силами. Мы требуем помощи. Мы ждем помощи. И она будет взаимной.
Т. БЕДОВА, искусствовед (Камчатская обл.).
Быть может, это последний выставка, на которой искусство Камчатки так прекрасно выглядит. У наших блестящих, виртуозных мастеров нет наследников, нет последователей. Традиционному искусству теперь не учат ни дома, ни в школе. В художественной школе разрушена программа вренодавания, которая была, и не возникло ничего нового. Дети уже не могут получить нормального художественного образования начиная со школы, а художественных училищ у нас на Камчатке вообще нет! Сложно с получением традиционных материалов.
Очень хочется верить, подъем национального самосознания продлится, и если народ взялся за возрождение своей культуры, то, наверное, перспектива и не так мрачна, как иногда кажется.
Т. МЕМЕЕВА, искусствовед (Калмыцкая АССР).
Искусство Калмыкии— одно из самых молодых. Его второе рождение связано с восстановлением автономии в конце 50-х — начале 60-х годов.