Мнения и споры. 1989.
Стихи, прочтенные здесь Погодиным, я оцениваю так. Можно что-то писать, можно что-то печатать, но необязательно это читать с трибуны. Это уже говорит о вкусе и культуре исполнителя. И не надо нам сегодня говорить о других республиках. Давайте мы подумаем о своих бедах, проблемах и успехах.
А зритель ждет на выставках прежде всего встречи с яркой творческой личностью.
А. КУЗНЕЦОВ, живописец (Башкирская АССР).
Национальные истоки, -самобытные корни — это величайшие богатства, которые мы часто топчем, не замечая их.
Как же возродить уважение к нашей культуре?
Думаю, нужно начинать со школы, где возможно соприкосновение национального и общечеловеческого. Например, приглашать народных мастеров, рассказывать о традиционном искусстве. Варварство, имея рукотворные гениальные вещи, мастерить на уроках массовые поделки, приучающие к безвкусице.
Каждой республике необходима своя программа художественного образования, связанная с национальным искусством, и прежде всего с декоративно-прикладным.
Е. ШУМИЛОВ, искусствовед
(Ижевск). Говорилось, что выставка очень плохо посещается. Во-первых, молчала пресса, но это не самое главное. Выставка общно и громогласно иллюстрирует какие-то общие положения, современная тема, по-моему, совершенно не звучит.
Кроме того, отсутствует искусствоведческая концепция каждого раздела. Аннотации составлены казенным, канцелярским языком. Мы все время забываем, что искусствоведение — это тоже художественное творчество. Давайте же больше уделять ему внимания.
А. МАЗИТОВ, живописец (Татарская АССР).
Татарская республика — одна из крупнейших в Российской Федерации, я с теми сложностями, о которых здесь упоминалось, нам тоже приходится сталкиваться.
Развитие изобразительного искусства в Татарии должно обуславливаться национальными корнями, и в восстановлении утраченных традиций должны участвовать художественные вузы, музеи, средства массовой информации. Место экологически опасных строек должны занять объекты культуры.