Молодая поросль нашего искусства. 1982. Автор: Таир Салахов
Наше искусство — искусство социалистического реализма — основано на незыблемых ленинских принципах партийности и народности. Неиссякаемым источником творческого вдохновения для художников страны служат замечательные свершения советского народа, его славное героическое прошлое и не менее героическая, пронизанная трудовым пафосом, сегодняшняя действительность.
Великий Октябрь открыл новую эру в истории человечества, предопределил историческую общность судеб народов Советской страны, нерушимый братский союз всех наций и народностей социалистической Отчизны.
В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» подчеркивается: «На благодатной почве зрелого социализма растет и крепнет единая интернациональная культура советского народа... Она вбирает в себя все общезначимое в достижениях и самобытных традициях национальных культур. Социалистическая по содержанию, многообразная по своим национальным формам, интернационалистская по духу и характеру советская культура стала великой силой идейно-нравственного сплочения наций и народностей Советского Союза».
Современный художник не может ограничиваться решением лишь чисто профессиональных задач. Как никогда ранее, искусство призвано в наши дни воздействовать на сложные процессы преобразования действительности, на нравственный облик и поступки людей, воспитывать их в духе коммунистических идеалов, активно бороться за мир на Земле.
Многотысячный Союз художников СССР объединяет мастеров, работающих во всех видах и жанрах изобразительного искусства, представителей всех национальностей страны. Советские художники вносят весомый вклад в сокровищницу отечественной культуры. У каждого из них своя творческая манера, свой почерк, каждый стремится найти свою изобразительную форму, присущую определенной национальной школе, но всех их объединяет позиция художника-гражданина нового, социалистического общества. Решения XXIV, XXV и XXVI съездов партии, постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976 год) способствовали улучшению воспитательной работы с молодой художественной интеллигенцией, активному формированию у нее марксистско-ленинского мировоззрения. В молодежных объединениях при Союзе художников СССР действуют лектории, семинары системы политической учебы. Проблемы политического образования тесно увязываются с вопросами профессионального, творческого роста. Перед молодежной аудиторией выступают не только квалифицированные пропагандисты, но и авторитетные мастера, принадлежащие к старшему поколению, видные искусствоведы.
В творческих клубах объединений проходят дискуссии по актуальным проблемам художественной культуры, конкретным вопросам творчества. Такие дискуссии проводятся в контакте с партийной и комсомольской общественностью местных творческих организаций, с секциями критики. Существуют специальные семинары, нацеленные на повышение мастерства молодых критиков, на их активное вовлечение в жизнь творческих коллективов. В ряде организаций, прежде всего ленинградской, созданы коллективные мастерские для молодых художников, которыми руководят признанные мастера.
Молодежные комиссии и объединения при Союзе художников СССР, опираясь на поддержку партийных и комсомольских органов, учреждений Министерства культуры СССР и Академии художеств СССР, направляют членов объединений в творческие командировки, охватывающие и комсомольские стройки в восточных районах страны, например БАМ, и передовые предприятия промышленности, сельского хозяйства, расположенные в разных концах Советского Союза. Здесь трудятся целые бригады художников. В последние годы такие бригады посылались на БАМ, Северный морской путь, в Нечерноземье, Среднюю Азию, на Курилы. Отдача от их работы немалая. По ее итогам проведена всесоюзная выставка в Минске (1978 год), ежегодные отчетные смотры во многих местных организациях. Позитивные результаты творческих командировок не исчерпываются только такими смотрами.
Трудно переоценить роль, которую играют подобные поездки в формировании личности самого живописца или графика. Ведь многие жанры, в которых работают художники, в том числе молодые, как бы «привязывают» их к мастерской, делают встречи с товарищами по творческому союзу эпизодическими. Конечно, между художником и холстом не должно быть никаких посредников. Но столь же очевидно и другое: творческая жизнь как опытного мастера, так и начинающего способного художника не может быть своего рода затворничеством, которое всегда губительно для настоящего искусства, отражающего нашу жизнь и активно формирующего ее. Заслуживает всяческой поддержки работа, проводимая молодежью на местах. Например, группа московских дизайнеров помогала оформлять рабочие клубы на БАМе. Ленинградцы, в том числе и молодые художники, из года в год ездят в Северомуйск. Они внесли ощутимый вклад в культурную жизнь одного из важнейших участков строительства Байкало-Амурской магистрали, над которым шефствует город на Неве. Достойным итогом шефской работы стало создание картинной галереи в Северомуйске, пусть и не столь большой по своим масштабам, но крайне необходимой молодежи ударной стройки. Такую деятельность надо всемерно расширять, и в первую очередь силами молодых. Вот почему представляется перспективной работа Союза художников СССР и Академии художеств СССР совместно с ЦК ВЛКСМ, городскими комитетами комсомола по организации творческих командировок. Правда, сейчас в ней наметился некоторый спад. Нужно решить практические вопросы, которые мешают ее развертыванию, — это необходимо искусству, стране, очень важно для воспитания творческой молодежи. И никакие «объективные» трудности (которые на поверку, увы, оказываются порой вполне субъективными) не должны тормозить это начинание. Все мы с понятным волнением и нетерпением ждали открытия Всесоюзной художественной выставки «Молодость страны», посвященной XIX съезду Ленинского комсомола. Ведь на ней были представлены молодые художники — будущее советского изобразительного искусства.
Выставке предшествовала большая и кропотливая работа. В городах, областях, во всех республиках Союза ССР состоялись молодежные выставки, на которых были отобраны лучшие произведения, вошедшие в экспозицию всесоюзной выставки. Правления союзов художников республик и их молодежные комиссии многое сделали для того, чтобы объединить усилия творческой молодежи, мобилизовать ее на создание картин, скульптур, графических листов, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна, отражающих жизнь и труд общества развитого социализма. На выставке успешно выступили молодые художники Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики, Москвы и Ленинграда. Их творчество дает представление о художественных устремлениях молодого поколения. Каждое поколение творческой молодежи накапливает собственный социальный опыт. И важной точкой отсчета в оценке создаваемых произведений является активная жизненная позиция молодых, их потребность рассказать о времени и о себе. Темы общественно-политической жизни, нравственные проблемы получают в их творчестве свое образное раскрытие.