Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.
«Я не могу жизнь, свое сознание отделять от работы», — писал
Толстому. И это действительно было так. Стремлением невысокому этическому идеалу небольшой теме, героическому образу, поисками эмоциональной, живой художественной формы, способной передать эти темы и образы, проникнуто все искусство художника, заполнена вся его жизнь.— одна из наиболее ярких, значительных и вместе с тем наиболее сложных фигур в русском искусстве второй половины XIX века. Его воодушевляла идея нравственного-совершенствования человечества, характерная для шестидесятников вера в гражданскую миссию искусства. Ге волновали те же вопросы, те же вопиющие противоречия социальной действительности, это и всю передовую русскую интеллигенцию. Однако он ошибочно считал, что большие идеи не могут быть воплощены в темах современной жизни. Это убеждение и заставило художника обратиться к евангельским сюжетам, к образу Христа, который он мыслил как образ человека, страдающего во имя идеи, светлого будущего.
Утратив в трактовке Ге свой канонический религиозный смысл, евангельские сюжеты стали иносказательной формой выражения чувства боли и негодования против социальной несправедливости и угнетения человеческой личности. В них в аллегорической форме Ге передал мучительные раздумья, - духовную драму человека его времени.
Работа в области портрета, пейзажа и собственно исторической живописи не представлялась художнику главной, хотя именно в них Ге выступает как подлинный реалист, создавший глубокие художественные произведения. Мучительные поиски идеала нравственности и добра, отвлеченно и внеисторично понимаемого Ге, определили драматический характер произведений мастера.
Ошибки и заблуждения художника не могут умалить значения его искусства. Высокий гуманизм, горячий протест против несправедливости и угнетения, призыв к подвигу во имя благороднейших нравственных идей, новизна и темпераментность художественного языка присущи лучшим произведениям художника. Творчество Ге и самая его личность — чрезвычайно яркая, своеобразная и обаятельная — были высоко оценены многими выдающимися его современниками, в частности М.Е. Салтыковым-Щедриным, Л.Н. Толстым,
, В.В. Стасовым. Они единодушно отмечали как основное в творчестве художника гуманизм, протест против всего косного и условного в искусстве, оригинальность решения тем, драматизм, глубокую искренность.Ге — прирожденный живописец. Он умел говорить со зрителем раскрывать образы самой живописью в прямом смысле этого слова: цветом, освещением, даже фактурой — трепетом и хаосом мазков. Широкая взволнованная живописная манера художника выражает его творческий темперамент, страстность его мироощущения.
Характер искусства Ге во многом определился условиями формирования его мировоззрения и творчества.
родился в 1831 году в Воронеже, в год страшной холеры, от которой спустя три месяца после его рождения умерла мать. Детство будущего художника прошло на Украине, в поместье отца — внука французского эмигранта, в обстановке тяжелого крепостнического быта. Ге на всю жизнь сохранил воспоминания о зверствах управляющего, о насмерть забитом солдате, о горе и неволе народной. Няня, по словам художника, была его учительницей правды, учительницей жизни, завещала ему чуткость к чужому горю.
Еще в гимназии Ге предсказывали будущность художника, но он не верил в свои силы и по совету отца поступил на математический факультет Киевского университета. Втайне Ге мечтал перебраться к старшему брату в Петербург, чтобы быть ближе к Академии художеств к искусству, воочию увидеть творения
. В Петербурге он в течение двух лет (1848—1849) совмещает занятия в университете с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств, где числился учеником профессора П.В. Васина, но фактически воспитывался на живых образах творчества Брюллова.