Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.
Картина «Саул у аэндорской волшебницыАэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856Холст, масло., 288 x 341Государственная Третьяковская галерея» (1856) говорит о том, что в годы учения молодой художник в совершенстве овладел рисунком и композицией. Сюжет картины, типичнор академический, взят из библии. Художник изобразил Царя Саула и его спутников поверженными на землю при виде тени пророка Самуила. Вызванный заклинаниям волшебницы, Самуил предсказываете царю поражение в битве и потерю царства. Фигура пророка полна грозной силы и таинственности. Его лицу Ге придал черты сходства с Белинским. В этой картине сквозь ряд условностей пробивается стремление молодого художника передать бурные человеческие чувства. Он раскрывает драматизм содержании колоритом и освещением — могучими цветовыми контрастами, борьбой света и тени. Эти качества останутся характерными для всего последующего творчества Ге-живописца.
3а картину «Саул у аэндорской волшебницыАэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856Холст, масло., 288 x 341Государственная Третьяковская галерея» художник получил Большую золотую медаль, что давало право поездки за границу за счет Академии. Ге буквально бежал из царской России. Посетив Германию, Швейцарию, Францию, он, на несколько лет поселяется в Италии.
Одна из первых итальянских работ Последний день ПомпеиПоследний день Помпеи. 1830—1833Холст, масло, 456,5 x 651Государственный Русский музей».
— «Утро» (1857) у была прямыми подражанием . Влияние Брюллова сказалось и в разработке романтических сюжетов из античной и средневековой жизни. Так, эскиз картины «Смерть Виргинии» (1857—1858) своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом объединения отдельных групп общим порывом движения напоминает знаменитую картину «В дальнейшем Ге преодолевает внешнее подражание Брюллову. Но плодотворное влияние, этого замечательного художника, своеобразно претворенное, продолжает ощущаться в ряде работ Ге, в частности в его портретах. Именно Ге является преемником традиций Брюллова в области портретного искусства. И развитие этих традиций сказывается в повышенной эмоциональности психологизме его портретных работ, в остроте индивидуальных характеристик.
В раннем творчестве Ге проявились две различные тенденции. В его эскизах и картинах явно ощутимы академические традиции и романтизм исторических полотен Брюллова, тогда как, в портретах очень рано и особенно отчетливо сказались стремление молодого художника к реализму, его повышенный интерес к психологии, раскрытию духовного мира.
В портрете Н.О. Ге (отца художника) исполненном около 1855 года, раскрывается характер человека крутого нрава, незаурядного ума и сильной воли. В особой внимательности к деталям сказалось стремление молодого художника бесхитростно перенести на полотно все увиденное в натуре. Но темпераментная и сочная живопись портрета говорит о большом даровании Ге.
Очень интересен портретный этюд жены художникаПортрет жены. 1858Холст, масло, написанный в 1858 году в Италии. Молодая женщина полулежит в кресле, целиком погрузившись в чтение книги. Свет, заливающий все полотно, объединяет фигуру с пространством комнаты и пейзажем. Есть особая мягкость в обрисовке фигуры женщины, окружающей ее обстановки и синеве итальянского неба, видного сквозь распахнутую дверь балкона. Напоенность картины светом усиливает впечатление лиризма, покоя и интимности, гармонической ясности образа. По трактовке пейзажа, залитого солнцем, мастерству передачи света и воздуха, пластической четкости многопланового пространства и, главное, удивительной гармонии человеческой фигуры и пейзажа эта работа напоминает этюды Александра Иванова.
Датируемый 1861 годом карандашный портрет знаменитого русского актера В.В. Самойлова отличается необычайной остротой характеристики. Самойлов сидит в глубоком кресле, положив руки на стол. Он зябко кутается в халат, голова втянулась в плечи. В его облике чувствуется болезненность, подозрительность и настороженность — актер изображен в роли. Художник фиксирует характерный удлиненный овал лица, крупный прямой нос и выразительнее тонкие губы, быстрыми нервными линиями передавая подвижность мимики актера, его способность быстро перевоплощаться.
Очень глубокое воздействие на Ге оказало искусство А.А. Шванова. Оно проявилось и в конкретных работах, как, например, в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859), и в ряде особенностей его творчества. Уже современники называли Ге продолжателем ивановской традиции.