Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.
Изучение произведений Иванова и мастеров итальянского возрождения помогло Ге определить свой путь в искусстве, найти большую тему, которая стала главной для всего его последующего творчества. Это тема страдающего человека, драматического столкновения мировоззрений, тема самопожертвования и душевной красоты, которым противостоят эгоизм и грубая сила.
Этой теме посвящена картина «Тайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей» (1863), к работе над которой художник приступил в 1862 году. Изображена сцена из евангелия, полная драматизма и I ощущения надвигающейся катастрофы. Апостолы повержены в смятение и тревогу словами своего учителя: «Один из вас предаст меня».
Ге трактует традиционный религиозный сюжет как полное трагизма столкновение мировоззрений — героя, обрекающего себя на жертву ради общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастируют с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине темным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озаренными светильником лицами оставшихся учеников.
Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают ей романтический оттенок. Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться болшой пластической выразительности формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита.
Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге написал со своей жены, Петра — с себя самого. Первоначальные этюды заключали в себе, зерно будущего образа. При решении образа главного героя картины художник воспользовался присланной ему фотографией А.И. Герцена, который был для него идеалом писателя-гражданина. В какой-то мере прообразом для Христа дослужил и портрет певца Г.П. Кондратьева. Но реальные черты Герцена и Кондратьева значительно переработаны в картине, подверглись обобщению и героизации. Творческое переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, живых человеческих характеров и делают картину столь впечатляющей. Глубокий психологизм образов, характерность, выразительность лиц составляют одно из главных ее достоинств.
Черты неизжитого академизма можно усмотреть в некоторой идеализации образа Христа, условной, мало связанной с движением фигур трактовке складок одежды, их подчеркнутой красоте и пластичности, в некоторых особенностях живописного решения, идущих от Брюллова романтических эффектах освещения.
Истолкование сюжета было совершенно новым, связанным с умонастроениями передовых людей того времени: в нем нашли свое косвенное отражение те мучительные раздумья о народе, о готовности ради него к подвигу и жертве, которые были характерны для русской интеллигенции.
Картина была выполнена в подмалевке в течение недели, за несколько месяцев закончена и в 1863 году привезена в Петербург. Печать, расходясь в конечной оценке картины, единодушно отмечала новое отношение художника к сюжету и даже новое понимание задач искусства. М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что это произведение заставляет размышлять о жизни, поднимает большие морально-философские проблемы. Реакционная пресса усмотрела в картине грубость лиц, «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить ее. Позднее в печати появилась заметка о том, что «Тайная вечеря» Ге «была Окуплена императором не столько ради искусства, как для того, чтобы устранить волнение, возбуждаемое ею». Академия вынуждена была признать оригинальность картины, выдающееся дарование ее автора. Ге был избран действительным членом Академии художеств.
После недолгого пребывания в 1863 году в России
еще шесть лет (до 1869 года) прожил во Флоренции, где неоднократно встречался с Герценом. Там он писал портреты, редкие в его творчестве пейзажи и жанровые композиции, продолжал работать над картинами на евангельские сюжеты.