Ге Николай Николаевич [1831—1894]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8

Николай Николаевич Ге. Из серии «Русские художники». 1976. Автор: Горина Т.

Только в Италии Ге многое занимался пейзажной живописью. Как и портреты, его пейзажи очень разнообразны: одни близки традиции культивируемого Академией романтического пейзажа, другие заставляют,вспомнить пейзажные этюды А. Иванова.

Подобно Иванову, Ге стремился раскрыть величие и красоту, философский смысл жизни природы. Удивительная, ясность пластичность, композиции насыщенный звучный цвет, широкая и свободная манера письма его пейзажных работ передают живое ощущение света и воздуха, чувство гармонии, природы, ее динамику. Как правило, небольшие по размерам, пейзажи представляют собой очень содержательные и значительные произведения.

Искания Ге в области пейзажа всегда тесно связаны с его работой над тематическими картинами. Так, написанная вскоре после «Тайной вечери» картина «Флоренция» (1864) проникнута особой торжественностью и трепетной взволнованностью, написана в золотисто-розовых и синих романтических тонах. Освещенные последними лучами солнца холмы переднего плана, мосты издания вдали, едва различимая в золотистой вечерней мгле стройная фигура женщины, смотрящей на раскинувшийся внизу город, сливаются в единый художественный образ, передают ощущения красоты и величия прошлого и настоящего этого прославленного центра итальянской культуры.

В ряде пейзажей, и особенно в таком, как «Флоренция. Парк Кашины» (1868), сказались большие завоевания художника в области пленэрной живописи. Но чисто формальные живописные искания никогда не были для Ге самоцелью, они всегда подчинялись раскрытию идеи картины.

Новый этап в творчестве Ге, отмеченный созданием «Тайной вечериГе Н. Н. Тайная вечеряТайная вечеря. 1863Холст, масло., 283 x 382Государственный Русский музей», характеризуется и огромными достижениями художника в портретном искусстве. Временем, близким к завершению «Тайной вечери», следует датировать портрет А.Н. Забеллы, как бы предвосхищающий женские портреты Н.А. Ярошенко выражением удивительного внутреннего благородства и душевной отзывчивости.

Наиболее значительной работой Ге итальянского периода является портрет А.И. ГерценаГе Н. Н. Портрет А.И.ГерценаПортрет А.И.Герцена. 1867Холст, масло, 78,8 x 62Государственная Третьяковская галерея (1867). Тотчас по приезде в Италию Ге мечтал о поездке в Лондон к Герцену. Поездка не состоялась. Ге встретил Герцена во Флоренции и так описывал это знаменательное для него событие: «Однажды, в конце 1866 г., неожиданно для нас пришел к нам Герцен... Я онемел от радости, впившись в него глазами, и долго не мог освоиться...» Давний интерес к личности и деятельности Герцена, огромная симпатия к нему позволили художнику создать образ необычайной глубины и проникновенности.

Портрет был написан за пять сеансов. Глубокий темный фон, черный костюм и белый воротник фиксируют внимание на лице, захватывающем своей богатой, напряженной и сложной внутренней жизнью. Ге отнюдь не исправляет, не скрашивает несколько крупные славянские черты лица Герцена: широкий нос с двумя резкими чертами по бокам, рот скрыт усами и короткой бородой; волосы с проседью откинуты назад без пробора. Высокий лоб мыслителя проницательный, чуть скорбный взгляд говорят об огромной работе мысли. Темпераментный мазок, контраст светотени усиливают впечатление вдохновенности и страстности мироощущения. На лицо легла тень душевной усталости, тягостных раздумий. Художник передал огромную духовную мощь и мягкость, сердечность натуры Герцена, присущее ему благородство. Герцен остался очень доволен портретом. В письме к Огареву 16 февраля 1867 года он писал: «Портрет идет Rembrandtisch» (по-рембрандтовски) и в другом письме: «Порт
рет Ге chef-d-oeuvre». Действительно, о великом голландском портретисте заставляет вспомнить проникновенный психологизм образа, золотисто-коричневый колорит, прием освещения, выхватывающий из темноты лицо. Портрет покоряет удивительным художественным соответствием внешнего облика внутреннему миру человека, качеством, которое так высоко ценил Герцен в портретном искусстве. Этот портрет остается лучшим изображением Герцена, воплощающим народное представление о великом писателе, публицисте, пламенном борце. С самого начала художник предназначал портрет Герцена для общества. Возвращаясь в 1869 году в Россию, Ге тайно перевез портрет через границу. Долгие годы он находился под запретом и даже был снят с посмертной выставки художника.