О художнике К.Е. Маковском. 1915. Автор: Журнал «Нива»
Есть оперы, носящие название: «оперы a grand spectacle». Это совершенно определенное понятие, и обозначает оно такие зрелища, в которых сочетаются в широком и привольном масштаб, великолепие и пышность, обилие действующих лиц и разнообразие сцен. Яркие краски декораций, богатство обстановочных аксессуаров, красота и красивость, звучная музыка и музыкальность сценичских образов — вот те главные элементы, из которых состоит такая опера.
Есть художники, деятельность которых можно назвать дятельностью a grand spectacle. В их творчестве встречаются и гармонически объединяются как раз те самые элементы, о которых мы сейчас упомянули: внешний блеск, обстановочная пышность, декоративность широкого пошиба, обилие действующих лиц, образов, сцен. Картина, которую пишет такой художник, походит на театральное представлене, на сцену из какой-либо величественной драмы, трагедии, оперы. И все в ней полно своеобразной музыки; в ней звучит гармония красок, линий, деталей, колорита.
Таким художником был только что скончавшийся К.Е. Маковский.
С талантом этого крупного художника мы хорошо знакомы. В течении своей долгой жизни К.Е. Маковский многое множество раз доставлял русской публике и русским художественным кругам возможность любоваться своим творчеством. Установившийся, строго определенный характер его художественного творчества у всех вас на глазах. Стоить вспомнить хотя бы некоторый из наиболее популярных картин Маковского: например, «Боярский свадебный пир», «Смерть Петриния», «Перенесение священного ковра», «Минин». При первом же воспоминании об этих картинах, равно как и при первом взгляде на них, неизбежно возникает мысль: какой великолепный спектакль! Как великолепно «поставлены» и «режиссированы» изображенные автором-художником сцены, как дивно распланированы массы, какой богатый реквизит, какие костюмы! Эти картины, как оперные сцены, ласкают глаз и проникнуты музыкой.
Это исключительно типично для творчества Маковского. Это — его стиль, его природа, его лицо.
По всей вероятности, художник так именно и видел жизнь. Она проходила пред ним, как великолепный спектакль, полный дорогих и красивых деталей, обставленный с царской пышностью и беспримерным богатством. Маковский с самых первых дней своего выступления на художественное поприще был редким баловнем судьбы: его работы доставляли ему громадный заработок, он вращался в высших слоях общества, был всеобщим любимцем, и сам любил общество и общественные увеселения. Он любил устраивать живые картины и домашние спектакли, при чем сам выступал в качестве певца, обладая хорошим голосом. У него в студии устраивались настоящие оперные представления с участием знаменитых итальянских артистов, и Маковский обставлял эти оперные спектакли со свойственным ему редким художественным вкусом и талантом. Это чрезвычайно характерно для него: это подчеркивает с полной определенностью как раз то, что мы сказали выше, — тяготение всего его творчества к красивому и нарядному сценическому зрелищу. В этом направлении фантазия и воображение художника, очевидно, работали постоянно, и он всем своим естеством тяготел к этому «grand spectacle», каковым являлась для него вся его жизнь до самых последних дней.
Константин Егорович Маковский происходил из семьи, в которой искусство пользовалось большим почетом. Можно сказать, что художественные эмоции и впечатление окружали его с колыбели. Маковский имел великое счастье сразу определить свою жизненную карьеру и не встретить никаких препятствий в семье и в обществе к её быстрому и благополучному осуществлению. Его отец, Егор Иванович Маковский, был большим любителем искусства, собирал коллекции гравюр, дружил с выдающимися художниками, и в его доме, в Москве, постоянно бывали такие знаменитости, как Брюллов, Тропинин, Зарянко. В то время это был едва ли не самый артистический дом в Москве — редкий дом для того времени (сороковые годы), где жили почти исключительно интересами искусства, при всей сравнительно очень скромной и простой обстановке этого дома.