Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №14

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Во втором вариантеФедотов П. А. Вдовушка. (Второй вариант)Вдовушка. (Второй вариант). 1851—1852Холст, масло, 63,4 x 48,3Государственная Третьяковская галерея (1851—1852) Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... освобождает образ вдовушки от лишних свидетельств ее состояния. Фигура становится изящной, лицо красивей. Более гармоничным оказывается взаимодействие рук, одна из которых легла на талию, а другая оперлась о комод. Более спокойными и структурными кажутся драпировки платья. Однако в целом композиция еще не приобретает цельности: фигура вдовушки, как бы теряется в пространстве, которое слишком активно и велико, подавляет фигуру. В этом пространстве отводится много места для вещей, которыми заставлена большая часть комнаты.

Третий вариантФедотов П. А. Вдовушка. (третий вариант с зеленой комнатой)Вдовушка. (третий вариант с зеленой комнатой). 1851—1852Холст, масло, 57,6 х 44,5Государственная Третьяковская галерея (1851—1852) доводит до крайней точки новые тенденции, наметившиеся во втором, и преодолевает архаизирующие черты последнего. Фигура теперь занимает центральное место в композиции, которая становится более компактной, строится как бы вверх, а не в глубину. Вертикальные ритмы (зеленые портьеры, свеча на столе, три подушки, лежащие друг на друге) поддерживают главенствующую роль фигуры. Заметим, что в предшествующих вариантах эти вертикальные ритмы приглушены. Сама фигура в третьем варианте обрела свою полную архитектоничность, изящество, гармоническое спокойствие. Движение рук, складки и кайма платья, изгиб шеи, линия которой мягко переходит в линию руки, гладкая атласная кожа лица и шеи — все эти черты позволяют художнику создать

образ почти неземного существа. Пусть это существо окружено предметами, рассказывающими повесть о раннем вдовстве, о бедности. Уже остались позади следы слез и свидетельства искажающего лицо страдания. Женщина принимает свою судьбу, вернее, становится выше того земного измерения, которое сулит ей боль и гибель. Она противостоит миру зла, хотя и неразумно, беспочвенно, можно сказать романтично. Это ситуация свидетельствует о вторжении в художественную систему Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а романтического начала, которому предстояло развиваться.

Красочная гамма последнего варианта «ВдовушкиФедотов П. А. Вдовушка. (первый вариант)Вдовушка. (первый вариант). 1851Холст, масло, 57,5 х 44,4Ивановский областной художественный музей» основана на сочетании двух цветов — зеленого цвета обоев, портьеры, некоторых предметов и красно-коричневого цвета мебели. Оттенки зеленого и коричневого проникают в окраску черного платья женщины, розовыми отзвуками гармонирует с красным деревом живопись покрывала на кровати, крайней силы звучания цвет достигает в золотой раме портрета и оклада иконы, в белом пятне мраморного лица. В этой живописи много благородства, она отличается совершенством, артистизмом и тонкостью отделки каждой детали, отнюдь не вредящей живописному целому.

Вместе со «Вдовушкой» в позднее творчество Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а вошли романтические тенденции. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... отказался от аналитического постижения противоречий жизни, они раскрываются скорее косвенным путем — выдвижением идеи одиночества человеческой личности, ее противоположности обществу. Здесь зарождается концепция романтического неприятия действительности, выраженная внеаналитическим способом. Новая концепция влечет за собой коренные перемены в самой поэтике художественного произведения. Художник уже не ищет той конкретности воплощения сюжета во времени, которая была прежде предметом его постижения, преодолевает бытописательский уровень, возвышая над ним героя, и готов воплотить свои чувства в цветовом напряжении. Ему на этом пути помогает искусственный свет свечи, который участвует в освещении интерьера вместе с естественным светом, льющимся в окно. Смещение светов предопределяет возможность хроматического живописного решения. Но оно лишь намечается — с тем, чтобы развернуться в последних картинах художника. Эти последние картины еще более укрепляют движение к «возвратному романтизму». Само по себе такое движение было характерно для ряда художников середины XIX века. Домье в своей поздней живописи отказывался от завоеванного им реалистического языка и возвращался к романтизму, который он когда-то преодолел, Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... на русской почве давал как бы последнюю вспышку романтического искусства в начале 50-х годов. Последующей живописи суждено было идти иными путями.

Параллельно с работой над «Вдовушкой» шла работа над картиной «Анкор, еще анкор!Федотов П. А. Анкор, еще анкор!Анкор, еще анкор!. 1851—1852Холст, масло, 34.3 x 46Государственная Третьяковская галерея» (1851—1852). Мотив, использованный в картине, появился у Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а довольно рано. Среди рисунков конца 40-х годов есть один, изображающий офицера, дрессирующего собаку. Выполненный в годы создания нравственно-критической серии, он скорее отличается бытописательскими чертами. В рисунке есть элемент развлекательности, забавности. Та же тенденция развивается мастером в живописном этюде «Молодой человек, играющий с собакой» (1851), предназначенном для неосуществленной картины «Офицерская казарменная яшзнь». Видимо, замысел этой картины был связан с «Анкор, еще анкор!», вернее, со временем перерос в замысел «Анкор, еще анкор!». В небольшом живописном эскизе (или этюде) изображена развлекательная сценка, как и в рисунке. Молодой человек в жилете, стоя возле стула, играет с собачкой. Вероятно, тогда же возникла небольшая картина «Офицер и денщик» (1850—1851). В ней еще нет трагического содержания, сценка забавна, развлечение офицера, играющего с кошкой, рисуется не как явление, дающее повод для драматизации образа, а как обыденная картина повседневного быта— «невинная», ласкающая взор и не возбуждающая беспокойства. Предметы на столе «ведут себя» спокойно, поблескивая гладкими, отражающими поверхностями при свете свечи. Между тем.этот свет заставляет полыхать красную скатерть, на с^ены от свечи ложатся большие тени. В фигурах пока еще царит тишина, но она готова нарушиться, в бездействии как бы зреют силы для взрыва. Полумрак комнаты и контрасты светотени первыми предупреждают об этой опасности. Но сами персонажи еще словно и не подозревают о ней. Офицер, облик которого напоминает самого Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а, держит в одной руке гитару, а в другой — палку, его расплывающееся в улыбке лицо обращено к кошке. Денщик, стоящий по другую сторону стола, написанный с реального Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ского денщика Коршунова — верного друга и помощника художника, — продувает чубук. Его лицо спокойно, жесты размеренны. Сама изображенная сцена содержит в себе все, что необходимо для «Анкор, еще анкор!», — здесь те же персонажи, та же ситуация, та же полумгла комнаты. Но для того чтобы появился новый смысл, требовалось коренным образом переменить сущность сцены, по-новому ее прочесть. Художник сумел возвести ничего не значащий мотив до высокообобщенного образа, исполненного большого содержания, проникнутого активным чувством, несущего в себе заряд напряженной экспрессии. Эта экспрессия разрушает красоту мира, его внешнее обличье, внутреннюю структуру, приводит этот мир к распаду, разложению. В отличие от предшествующих картин Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а, где внешняя канва сюжета почти адекватна предмету изображения и характеру образа, в этой работе заметно решительное несовпадение того и другого. Малое событие под кистью худояшика становится своего рода символом. Не только язык живописи приобретает черты метафоричности, но и сам мотив превращается в своеобразную метафору, которая заключена уже в том, что в картине ничего не происходит. Эта бессобытийность становится эквивалентом неподвижности, закоснелости жизни, трагедии бездействия, того оцепления, в котором находятся персонажи произведения. Движение замкнуто стенами комнаты. Прыжки пуделя под монотонные слова офицера, обозначенные в названии, как маятник, отсчитывают бессмысленно текущее время, погружающееся в дурную бесконечность. Картина словно посвящена этому бессмысленно уходящему времени. Но само время трактовано у Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а иначе, чем в более ранних работах. Оно как бы безразлично к явлениям жизни, ибо эти явления не развиваются во времени, не имеют ни начала, ни конца, а пребывают в постоянной временной плоскости. В этом времени как бы ничего не происходит, оно равномерно и бессмысленно течет себе в заранее избранном направлении. Идея бессмысленности такого бытия разлита по всей картине, она вошла в плоть и кровь каждого персонажа и каждой детали, разрослась. Это символ удушья, тоски, безысходности, томления души — символ страшной жизни в условиях николаевской России. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у потребовалось колоссальное напряжение, чтобы добиться такой широты обобщения.

Нам трудно сегодня реконструировать процесс работы над картиной. Сохранившиеся рисунки демонстрируют лишь те изменения, которые вносил художник в изображение персонажей, — прежде всего лежащего на диване офицера. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... все более последовательно лишает его образ конкретности. Сначала офицер изображен с поднятой кверху головой. Затем эта голова опускается; ее конкретные черты постепенно стираются, исчезают. Имперсональный образ оказывается в этой ситуации более уместным, он открывает путь к большему обобщению. По сравнению с «Офицером и денщиком» этот образ становится не только более всеобъемлющим, несмотря на то что в той картине Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... изображал самого себя, она не столь автобиографична, как «Анкор, еще анкор!». Последняя была написана Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым как бы о себе самом, широкое обобщение обретено художником благодаря собственному опыту, картина свидетельствовала о неспособности, невозможности человеку жить в этом страшном, угнетающем мире.

«Анкор, еще анкор!» позволяет сопоставить позднего Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а с ранним Достоевским. Первым высказал свои соображения по этому поводу И. Э. Грабарь еще в 1909 году в своем знаменитом «Введении в историю русского искусства». Он отмечал «тот великий скорбный дух, который вылился в картине, изображающей унылую офицерскую жизнь в провинциальной глуши и который поднял острый реализм пустой сценки дрессированья собаки до степени чудовищной фантастики, о какой позже мечтал Достоевский» [35] И. Грабарь. Введение в историю русского искусства. — В кн.: История русского искусства. [1909]. Изд. Кнебель, с. 76.. К замечанию Грабаря можно добавить лишь то, что нет необходимости ссылаться на поздние произведения Достоевского. В те же годы, когда Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... писал свои картины, Достоевский уже был сложившимся писателем, проявившим свою индивидуальность в целом ряде дервоклассных прозаических произведений — ранних повестей.




35. И. Грабарь. Введение в историю русского искусства. — В кн.: История русского искусства. [1909]. Изд. Кнебель, с. 76.