Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №4

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Но, разумеется, нельзя все достижения Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а объяснять лишь свободой от академических канонов и обращением к фольклорной традиции. Его творчество

составляет органическое звено в развитии бытового жанра в русской живописи и графике. Бытовой жанр запоздал в России своим рождением. Он как бы цьггался утвердиться в течение XVIII века, давая отдельные проявления то в виде одинокой картины И. Фирсова «Юный живописец», имеющей своими образцами французский бытовой жанр XVIII столетия, то в виде картин М. Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....а «Свадебный сговор» и «Крестьянский обед», выполненных «на исторический манер», то в графике И.А. Ерменев Ерменев Иван Алексеевич [1749—1797] Русский художник. Жанрист. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько рисунков. «Жанровая сцена. Мужчина у стола» и «Аллегория» датированы самим художником 1788 годом. ...а, отмеченной критическим пафосом, хотя и развивающей традиции «костюмного» жанра. Все эти проявления были неоднородны, не могли составить некоего жанрового единства. Что касается параллельной линии, реализованной в стаффажных элементах пейзажных композиций, то они еще не перерастали в самоценный жанр, а лишь как бы подготавливали к этому качественному скачку, начало которому должны были положить новые свойства собственно жанровой живописи. Последняя с трудом рождалась и утверждала себя в первые десятилетия XIX века, особенно в 20-е годы. В то время бытовой жанр как бы прорастал сквозь все другие жанры, словно пользуясь случаем утвердиться, занять свое законное место. В пейзажах Сильвестра Щедрина жанровые сцены получали все большее значение и наконец обособлялись. В рисунках романтика А. О. Орловского именно в 20-е годы утвердилась тенденция бытописательства, заставившая художника обращаться к изображению постоялых дворов или массовых сцен на Неве. В. А. Тропинин вносил сильный жанровый элемент в свои портреты, а иногда и пробовал силы в чистом бытовом жанре. И наконец А.Г. Венецианов Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С.... стал родоначальником жанровой живописи в полном смысле этого слова, утвердив свою традицию и породив огромное число последователей и учеников. Бытовой жанр 20—40-х годов, связанный с деятельностью самого Венецианова и художников его круга, был прямым предшественником жанра Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а. Художнику приходилось сначала усваивать эту традицию, а затем ее преодолевать — с тем, чтобы открыть новую страницу в истории русской живописи.

Бытовой жанр Венецианова строился на вполне сложившихся определенных правилах. Здесь не найти развитого сложного сюжета, конфликта, многословного рассказа, здесь нет событий. Перед зрителем предстает явление, которое показано, а не пересказано. Тем более что сами сюжеты не дают никакого повода для пересказа. Само явление, запечатленное художником, односложно. Обычно сюжеты, которые чаще всего использовал Венецианов, связаны с крестьянской жизнью, повседневным трудом. В его творчестве жанр слился с портретом, натюрмортом, интерьером или пейзажем. Все эти компоненты выступали в его картинах как равноценные, равнозначные. Активное действие героев разрушило бы эту равно-великость частей и отодвинуло бы другие компоненты на задний план. Ученики Венецианова не изменили этих принципов, но при этом расширили тот круг сюжетов, которыми пользовался их учитель. Они часто изображали и городские сцены, любили показывать прохожих на улице, друзей или знакомых в интерьерах комнат или мастерских за игрой на гитаре или в момент сбора на охоту. Иногда интерьеры венециановцев наполнены лишь воздухом и светом, а если в них есть люди, то они в лучшем случае читают, рисуют или играют с собачкой. Именно такие интерьеры стали для Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а отправной точкой в развитии жанра: он наполнил их людьми, развернул в этих стенах сложные события, ввел драматургию, перенес в интерьер ситуации и конфликты, разработанные современной ему литературой.

Правда, и в пределах венециановского круга мы подчас находим следы влияния современных литературных тенденций. В частности, заметна своеобразная интерпретация физиологизма, присущего натуральной школе, образовавшейся в литературе, как известно, под влиянием Гоголя. Здесь происходила своеобразная аберрация историко-художественного процесса, графика и живопись, еще не овладев критическим реализмом, на. почве которого уже твердо стоял Гоголь, воспользовалась прежде законного срока его достижениями. Однако скоро Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... «исправил» эту историческую ошибку. Но при этом ему помогли предшественники — те художники, которые с интересом приглядывались к уличным типам, как это делал И. С. Щедровский, демонстрировали в своих произведениях разного рода сбитенщиков, разносчиков, извозчиков, трубочистов. Такое расширение сюжетного круга давало повод для быстрого движения вперед, чем и воспользовался Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время....

Из беглого обзора истоков Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ского творчества достаточно ясно, как художник превратился в своего рода улавливателя важнейших тенденций и течений современного искусства, традиций прошлого и предначертаний будущего.

Искусство Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а начинается с графики — с рисунка и акварели. К живописи он обратился лишь в середине 40-х годов. В начале своего творчества — в дилетантские и ученические годы — художник не владел техникой масляной живописи, да и не пробовал ею овладеть.

В сюжетике ранних рисунков 30-х годов все смешано: подчеркнуто романтические мотивы, копии с классицистических произведений, рисунки с натуры, карикатурные изображения. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... часто избирает забавные сценки (например, «Как хорошо иметь в роте портныхФедотов П. А. Как хорошо иметь в роте портныхКак хорошо иметь в роте портных. 1835Бумага, карандаш, 25,9 х 24,2Государственный Русский музей», 1835, где изображен солдат, «на ходу» зашивающий офицеру штаны в самом «опасном» месте), соединяя карикатурную задачу, желание изобразить смешное с изучением реальной предметно-фигурной ситуации. Подобные рисунки не имели своей целью формальную завершенность, законченность. В этом отношении иначе выглядит портретное творчество раннего Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а.

Портреты художник рисовал обычно акварелью. Акварельный портрет был той сферой, где можно было наиболее свободно воспользоваться широко распространенной традицией, опытом современников. В 30-е годы он был одной из самых модных форм графики. В этом жанре работали и профессионалы высокого класса, такие как П. Ф. Соколов, и многочисленные дилетанты. Акварельными портретами были увешаны в то время гостиные и кабинеты; они дарились на память, посылались по почте в далекие края друзьям и знакомым. Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному. И именно в акварельном портрете Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... поднимается выше, чем в рисунках. Ряд работ 1836—1837 годов — три изображения Родивановских, два портрета Колесниковых — свидетельствуют о том, что художник довольно легко усвоил основные приемы жанра, научился рисовать портрет мастеровито, свободно, правда, не внося при этом индивидуальных черт в общую для всех систему акварельного портрета.

Но довольно скоро эти индивидуальные черты стали проявляться в портретных работах. Начало положил «Портрет А.И. Федотова, отца художникаФедотов П. А. Портрет А.И. Федотова, отца художникаПортрет А.И. Федотова, отца художника. 1837Картон, акварель, 20 х 17,2Государственная Третьяковская галерея» (1837), изображенного за столом собирающимся читать «Русские военные ведомости» и протирающим очки. Этот портрет не так артистичен, как предшествующие. Но в нем больше внимание сосредоточено на реальном, конкретном моменте, и таким образом преодолен тот элемент абстрактности, который характерен для прежде названных работ. В портрете отца есть жанровый аспект. В соответствии с ним более конкретно обрисовано пространство как место бытия модели, наличествуют детали, объясняющие действия человека.

В других работах путь жанровой конкретизации обнаруживается еще более определенно. В 1837 году во время отпуска, проведенного в Москве в родительском доме, Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... исполнил групповой портрет «ПрогулкаФедотов П. А. Прогулка. (Автопортрет с отцом и сестрой)Прогулка. (Автопортрет с отцом и сестрой). 1837Бумага, акварель, 26,5 х 21,4Государственная Третьяковская галерея», в котором изобразил отца, сводную сестру и себя идущими по улице Москвы возле здания Кадетского корпуса, где художник учился. Этот групповой портрет, превратившийся по сути дела в жанровое произведение, особенно сильно напоминает сцены, созданные мастерами круга Венецианова.

Приблизительно в это же время стали появляться групповые портреты, которые, либо в силу наличия сюжета, либо в силу намечающихся в групповом портрете взаимоотношений разных персонажей, так или иначе должны были «подвинуться» к жанру. Наивысшей точки эта тенденция достигает в неоконченном групповом портрете 1840 года, изображающем Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а и восемь его сослуживцев за карточной игрой. В более позднее время мотив карточной игры получал сатирическую или трагическую трактовку. В акварели 1840 года подобный подтекст отсутствует. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а прежде всего интересуют портретные задачи, а также характерная для каждого из участников сцены реакция на ход игры. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... добился в этом произведении не только точности портретных характеристик, но и красоты линий, тонкости отделки деталей. Художник любуется своими моделями и предметами. Он находит в них естественную красоту, которая в представлении художника изначально присуща миру. В такой позиции чувствуется близость венециа-новцам. В той же мере она проявляется в массовых сценах или жанровых произведениях.