Федотов Павел Андреевич [1815—1852]

  • Страница №7

Павел Андреевич Федотов. 1989. Автор: Д.В. Сарабьянов

Для Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а весьма показательна описанная эволюция. Можно найти нечто подобное, выбрав и иные точки отсчета в рассмотрении его творчества. Не только в аспекте восприятия окружающего мира как прекрасного или в трактовке движения персонажей художник возвращается «на круги своя», но и в трактовке выбранного для действия времени. Сначала оно как бы безотносительно к действию, затем, напротив, все более конкретизируется в определенном временном моменте и, наконец, вновь художник возвращается к некоему безвременью или вневременью. Сепии 1844 года во всех перечисленных ситуациях занимают важное место в процессе развития творчества Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а. В том небольшом хронологическом отрезке, который начинается с сепий и кончается последними картинами Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а, заключена модель эволюции всего русского бытового жанра второй половины XIX столетия. Начало этой эволюции отмечено концентрацией внешних обличительных проявлений, демонстративности, довольно поверхностным суждением о человеческой личности, отрицанием красоты мира. Затем в жанровых произведениях реальность воссоздается более объективно, она как бы воплощает сама себя под умелым руководством художнической воли. И наконец вновь акцент переходит на субъективное во взаимоотношениях художника и реальности, но это субъективное выступает теперь как выразитель художнического чувства, а не как средство произвольного сопоставления и обличения. Подобная эволюция характерна для жанрового творчества В. Г. Перова; она же характеризует переход от остро критической проблематики 60-х годов и объективности передвижников 70—80-х и затем — к лирическому бессобытийному жанру московских живописцев 80—90-х годов. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... оказывается своеобразным зерном, из которого вырастает целый ряд явлений, сменяющих друг друга в последовательности, предопределенной Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...-ской эволюцией.

Сепиями был зафиксирован перелом к критическому реализму, которому предстояла долгая жизнь в русской живописи. Сам же Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время..., достигнув первого важного для себя рубежа, тут же начал дальнейшее движение. Он обратился к масляным краскам и начал работать над портретами и первой живописной жанровой картиной — «Свежий кавалерФедотов П. А. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестикСвежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846Холст, масло, 48,5 х 42,5Государственная Третьяковская галерея» (1846). О портретах разговор пойдет ниже. Что касается первой картины, на создание которой Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... потратил около года, то она была одновременно и пробой сил в новой технике, и первым шагом на пути к высшим достижениям. Однако при этом картина содержала многие качества, еще присущие сепиям, и в художественном отношении была уязвима с разных сторон.

Принимаясь за «Свежего кавалера», Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... учитывал и свой собственный опыт, и опыт художников предшествующих эпох. У фламандцев и голландцев мы нередко встречаем композиции, где основное действие реализуется двумя фигурами и разного рода предметами, объясняющими сюжет. В качестве такой параллели «Свежему кавалеру» можно привести эрмитажную картину Яна Стена «Гуляки» (ок. 1660 г.), возможно, известную русскому художнику (она поступила в Эрмитаж еще в 1764 году). Хотя взаимоотношения между фигурами у Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а совсем иные сравнительно с картиной Стена, тем не менее сам мотив диалога как бы неслышащих друг друга героев и обилие деталей провоцируют на подобное сопоставление. Но свой опыт был важнее.

Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... воспользовался сюжетом, уже разработанным в одной из сепий, но при этом сильно изменили композицию, и характер самих персонажей. В сепии не столь действие, сколь перечисленные детали растянуты по горизонтали и составляют вытянутую композицию, в которой основное помещение имеет выходы в соседние боковые, а сами фигуры располагаются на довольно далеком друг от друга расстоянии. Первое, что понадобилось изменить Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...у в картине, — сжать композицию, сделать ее более компактной. При этом художник ненамного уменьшил количество деталей, приблизил их друг к другу, уместил на малой площади. Между фигурами также оказалось расстояние не столь значительное; композиция центрировалась (не случайно художник поместил наверху клетку с птичкой, определив ею вершину композиционного треугольника); действие стало более наглядным. Оно сохранило, даже приумножило ту демонстративность, которая отличает сепии.. Преодолевая карикатурность, Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... тем не менее усиливал обличительный смысл картины. Чиновник, получивший награду, в своей позе римского оратора, закутанный в халат, как в тогу, сам по себе не столь смешон (каким он был в сепии), сколь страшен, даже свиреп. Но поскольку эта свирепость в данном случае не имеет реальной точки приложения, не может воплотиться в поступке или действии, она выглядит смешной. Своеобразная взаимозаменяемость смешного и страшного в этом произведении была своего рода находкой художника. С одной стороны, зритель мог, воспользовавшись обликом «кавалера» — его выпяченными губами, буравящим взглядом, всей его отвратительной внешностью, — представить себе поведение этого чиновника в «присутствии», в общении с подчиненными. С другой стороны, конкретная ситуация, в которой оказывался «кавалер» и его сожительница-кухарка, ситуация, нейтрализирующая злобные намерения «героя», превращала явление в смешной фарс, тем более что к мотиву нереализованной гневной энергии прибавлялись и другие. «Величие» чиновника развенчивалось демонстрацией его прохудившейся обуви, достоинство ордена обесценивалось рваным халатом, на который он нацеплен, а поднесенный почти к самому носу «кавалера» рваный сапог, как бы явившийся связующим звеном между двумя фигурами, вообще принизил всю сцену. В соединении страшного и смешного была заключена важная проблема Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ского творчества. Образная структура его картин всегда основана на подобных сопоставлениях: смешное и страшное, смех и слезы, комическое и трагическое, внешне бессмысленное, но на самом деле глубоко содержательное, малое и великое — подобные контрасты переходят друг в друга. Все противостоящие друг другу качества обнаруживают свою однородность. Ничего не значащая сценка игры с собачкой перерастает в символ безвременья, смешная ситуация сватовства промотавшегося майора к купеческой дочке содержит в себе мысль о лживости мира и вызывает беспокойство за судьбу общества. Из крупных работ художника лишь «Вдовушка» представляется «однородной», не скрывает за собой никакой противоположности, хотя и открывает путь к многозначному восприятию образа. В «Свежем кавалере» многозначность содержания наименее выражена. В ней автор картины предпринимает лишь первый шаг. Страшное и смешное не содержится друг в друге, а существуют рядом. Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время... еще не обрел метафорического художественного мышления. Сам характер композиции и живописи соответствует предметно-информационному намерению художника. Он перечисляет все вещи, принимающие участие в объяснении ситуации, предшествовавшего события — результаты состоявшейся вчера пирушки, демонстративно располагает друг против друга двух действующих лиц картины, выискивает наиболее подходящее местоположение этих фигур не столь в целях выражения логики происходящего действия, сколь в целях наглядности. Все эти особенности художественного мышления влекут за собой часто живописные качества «Свежего кавалера». Эти качества нельзя назвать положительными. И дело не только в том, что художник, создавая картину, проходил как бы курс самообучения живописному ремеслу, но и в том, что сама концепция картины не открывала пути к живописной выразительности. Наглядность потребовала живописной точности. Но эта точность не питалась идеей красоты, поэтому

оборачивалась сухостью. Наглядно изображая злое, художник не мог совместить с ним красивое, прекрасное. Предметы утрачивали ту красоту, которая принадлежала им в разных акварелях или даже в бивуачных сценах. Поэтому предмет не представлял для художника самостоятельной ценности, не являлся поводом для живописного наслаждения в процессе его художественного познания. Обилие деталей неминуемо вело художника в этой ситуации к «информационной» живописи — довольно серой, неяркой, гладкой по фактуре, хотя и достаточно мастеровитой, чтобы раскрыть перед живописцем перспективы для дальнейшего движения.

Следующая картина художника — «Разборчивая невестаФедотов П. А. Разборчивая невестаРазборчивая невеста. 1847Холст, масло, 37 х 45Государственная Третьяковская галерея» (1847) — явилась важным шагом вперед. Сюжет ее был взят из басни И. А. Крылова, которому художник был обязан добрыми советами. Обращение к сюжетам знаменитого баснописца было для художника закономерным; в упомянутых сепиях тоже можно было найти отголоски поучительной нравоописательной драматургии Крылова. Но если «Магазин» Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...а (1844) сопоставим с «Модной лавкой» Крылова не только сюжетом, но и характером образного строя, элементами нравоучения, то в «Разборчивой невесте» это нравоучение, оставаясь на поверхности, из глубин образа исчезает. Смысл оказывается не в нем, а в общем размышлении художника, а вслед за ним зрителя о жизни, о ее устройстве. Этот подтекст уже прочитывается в «Разборчивой невесте», хотя он и не так ярко выражен, не столь последовательно реализован, как в «Сватовстве майора». «Разборчивая невеста», таким образом, становится промежуточным звеном между первыми шагами на пути живописца и вершиной его зрелого творчества. Все особенности картины подтверждают это. Герои «Разборчивой невесты» не являются выразителями злого начала. Интересно сравнить в этом плане горбуна-жениха и «кавалера». Их лица похожи. Поднятые кверху головы, оттопыренные губы, пристальные взгляды, рыжие бакенбарды, строго профильные повороты — здесь много общего. Можно в горбуне почти узнать постаревшее лицо «кавалера». Однако и ситуации совершенно различны, и лица, близкие внешне, совершенно различны внутренне. В горбуне все отмечено приниженностью — он не страшен, а жалок, его уродство не моральное, а физическое, он обездолен судьбой, и ему многое за это простится. Престарелая невеста, потратившая лучшие годы на выбор женихов и наконец вынужденная дать согласие столь неполноценному соискателю своей руки, вызывает не гневное осуждение, а, скорее, сочувствие. В этой ситуации можно понять и оправдать родителей невесты, которые, подслушивая из-за портьеры начинающийся разговор, молят бога о благополучном его завершении. Таким образом оправданными оказываются все участники этой сцены. Это освобождает художника от необходимости заострять, деформировать (Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ский герой деформирован природой), специально карикатурить, намеренно смешить зрителя или унижать героев. Обстоятельства необычного сватовства переносят объект критики из конкретно-предметной в сферу умозрительную. Если умозрительно представляемый мир содержит в себе скверну, то конкретно-предметный готов открыться зрителю своей красотой; вещи в нем устроены «по своей мере»; в этом устройстве вещей есть известная — пусть не высокая — гармония.

Предметный мир, весь интерьер, во-первых, содержит в себе конкретную информацию о событии, во-вторых, несет некую характеристику (и даже критическую) владельцев, в-третьих, выражает свою красоту. Вторая и третья задачи совмещаются с трудом, но все же обе находят свою реализацию, подчас подменяя друг друга, переплетаясь и образуя между собой лишь неуловимую грань [18] См.: М.М. Алленов. Эволюция интерьера в живописных произведениях П.А. Федотова. В кн.: Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971, с. 116—132. Если специально рассмотреть каждую из этих функций, выполняемых предметами, то бросятся в глаза те черты, которые отличают «Разборчивую невесту» от предшествующей картины. Информативная задача, возложенная на предметный мир, сведена к минимуму. Цилиндр, перчатки и трость жениха, брошенные на пол, свидетельствуют о той поспешности, с которой была проведена вся эта «операция». Букет цветов в руках невесты, карты и смятый платок на ее столике ясно, без недомолвок рассказывают о событии, случившемся несколько секунд тому назад. Можно почти с полной уверенностью утверждать, что ни один предмет, кроме перечисленных, не участвует в информации о самом явлении, предствленном художником. Другие вещи, «населяющие» картину, скорее характеризуют обстановку, в которой живет семья. При этом и информирующие и характеризующие детали использованы Федотов Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...ым тактично, умеренно, не так откровенно, как это делалось в «Свежем кавалере». Первый план интерьера вообще не заполнен никакими вещами; они отодвинуты в глубину с тем, чтобы не мешать фигурам.




18. См.: М.М. Алленов. Эволюция интерьера в живописных произведениях П.А. Федотова. В кн.: Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971, с. 116—132