Перов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: В. Зименко
Оконченная картина гораздо эпичнее, пестрота и шум бытовой сцены из нее убраны. Раннее утро на Москве-раке. Над желтоватой водой стелется туман. Вдали — сизый силуэт Кремля. На берегу, на переднем плане, тело молодой женщины в намокшем черном платье. У ног его, на носу лодки, сидит пожилой жандарм в плаще, равнодушно глядя перед собой и покуривая трубку Оборвалась молодая жизнь, но никто не заметил ее конца. Холодна вода, холоден берег, холодны люди. Никого это не интересует и не трогает. Все привыкли к тому, что многие бросаются в реку. Но разве нормальна та жизнь, в которой так обычна и так ненужно преждевременна смерть?
Великим достоинством
а было то, что он всегда умел от единичного факта перейти к большим обобщениям, философски осмыслить тему. Этой же картиной особенно хотел посеять семена гуманности и всей силой своей большой души протестовал против бессмысленной жестокости .окружающей жизни. В процессе работы над картиной ему довелось многое передумать, вспомнить и заново перечувствовать. Он сам оставил нам свидетельство этому — замечательный рассказ «На натуре. Фанни под № 30».«Окно растворено. Кругом сад. В саду так тепло и весело, солнце жжет... Отчего же мне так холодно и жутко... и так болезненно заныло сердце?.
Но я работаю; и чем больше я смотрю на покойницу, тем только живее и живее она мне представляется. Точно несколько дней назад мы с ней виделись! Минутами мне. даже кажется, что она смотрит на меня и тяжело дышит. Мне становится в эти минуты как-то страшно...»
В 1867 году о
е заговорили и за пределами России. Ряд его произведений: «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль» и «Тройка» был экспонирован на Международной выставке в Париже и получил высокую оценку в парижских художественных кругах. Успехи а побудили Совет Академии обратиться в январе 1868 года с рапортом к министру двора о желательности продления художнику пенсиона еще на два года. Ходатайство было удовлетворено.Вслед за «Утопленницей» была написана чудесная картина «Последний кабак у заставы» (1868) — по своей эмоциональности и живописным достоинствам одна из наиболее высоких вещей
а (Третьяковская галерея).Сизый зимний вечер. Краснеют огоньки в окнах домов. Возле входа в трактир «Разставанье» — две подводы, в одной из них сидит заплаканная девочка, кутающаяся в красную шаль. Справа бежит в даль за горизонт изрезанная полозьями саней дорога. На лимонно-желтом закатном небе резкие силуэты обелисков заставы с орлами на шпилях. Тоска по широким просторам и щемящая грусть при взгляде вокруг.
В эти же годы
начинает все больше работать в области портрета, исполнив в 1868 году ряд выдающихся произведений. На грани жанра и портрета стоит великолепное полотно «Фомушка-сыч», запечатлевшее измученное лицо старого нищего, живые, широко открытые глаза которого таят боль и страх, тяжелый упрек. Были переписаны многочисленные родственники со стороны жены — Рязановы, исполнен портрет и ее самой, словно художник предчувствовал, что скоро расстанется со своей любимой подругой.1869 год потряс художника: умерла жена, вскоре умерли сын и дочь. В живых остался только младший сын — Владимир. Искусство спасает
а от отчаяния, но горе надломило его. Ослабевший организм начинает точить неумолимый туберкулез. Творчество этого года небогато: несколько этюдов и портретов, неоконченная картина «Приезд институтки». Правда, небольшой, но поразительный по силе портрет близкого друга а, В.В. Бессонова, один стоит многих полотен.Личная драма, тяжелые условия общественной жизни конца 1860-х годов угнетающе подействовали на впечатлительного художника. Тем не менее он нашел в себе силы остаться верным идеалам своей юности, высокому гражданственному искусству. Более молодое поколение художников, вступившее в это время в жизнь, именно в Проповедь на селеПроповедь на селе. 1861Холст, масло, 71,5 х 63,3» или «Сельский крестный ход на ПасхеСельский крестный ход на Пасхе. 1861Холст, масло, 71,5 x 89Государственная Третьяковская галерея», но и его «Странник» и его прекрасные портреты в идейном отношении — логическое их продолжение; они могли появиться только под рукой передовой го, демократич^ки настроенного художника. И не случайно горячо поддержал проект создания объединения художников-реалистов, выдвинутый Мясоедовым и Крамским, и наряду с ними стал членом-учредителем организовавшегося в Москве в 1870—1871 годах «Товарищества передвижных выставок». «Передвижники» — сторонники идейного демократического искусства — быстро сделались крупной общественной силой, открыто поставившей себя в оппозицию к консервативной Академии, с трудом терпевшей «живопись народных сцен».
е видело вернейшего хранителя лучших традиций «шестидесятников», великого учителя в искусстве жизненной правды. Пусть в 1870-х годах и не создаст столь же сатирически заостренные произведения, как «В отношениях
а с Академией еще раньше начал проступать холодок. Однако Совет не смог не отметить картин а «Странник» и «Птицелов» (Третьяковская галерея), появившихся на академической выставке 1870 года. За них известнейшему русскому художнику было присвоено звание профессора.Выставка 1870 года породила горячие споры. Сама она была как бы полем битвы, где складывающаяся «новая русская школа» образовала прочный фронт против академического эклектизма. В.В. Стасов посвятил ей обстоятельную статью, воздав должное передовым:
у, Владимиру Маковскому, Мясоедову, Максимову. Критик восторженно писал о ском «Птицелове».Еще более значителен «Странник» — величавый образ мудрого старца. Во всей его несколько согнутой, но ладной фигуре, обряженной в длинный коричневый кафтан, чувствуется сила, неиссякаемая выносливость, приспособленность к жизни. Он собрался в дальний путь — и все у него сноровисто подогнано: заплечный мешок, зонт, кружка, клюка, лапти. Умные карие глаза на загорелом лице с большим достоинством, твердо и спокойно встречают взгляд зрителя. Характерно, что художник применил здесь несколько пониженный горизонт, что придало фигуре странника большую монументальную весомость.
В облике «Странника» предстает перед нами восьмидесятичетырехлетний «бывший крепостной» Христофор Барский, которому
посвятил не только одно из лучших своих живописных произведений, но и один из лучших своих рассказов «Под крестом». «Семьдесят лет, сударь, надо мной издевались разные господа мои... — пе-редаег
слова старика. — Семьдесят лет в глазах их я был не человеком — с разумом и чувством, а какою-то неодушевленною вещью... Многие, многие годы ждали мы себе свободы и, наконец, дождались ее... Что же я узрел вчера?.. Снова нужно вступить в это рабство ( пытался определить его в приют купца Щукина), нужно гнуть спину и снова видеть и слышать, как издеваются над полумертвым, немощным человеком, которому хотят оказать какую-либо помощь... И прежде чем дадут ее, унизят, оскорбят, истерзают, а затем и бросят кусок хлеба». Старик гордо отказался от «помощи» «благодетеля» купца и ушел умирать на улицу.Так кистью и пером художник утверждал достоинство человека из народа, воспев в нем самое высокое — его нравственную, духовную силу.
С 1871 года
стал преподавать в Московском училище живописи и ваяния. Участливое внимание друзей, напряженная работа, сознание важности своего труда — все это помогает ему снова обрести себя. Физическое и моральное состояние художника заметно улучшается. За новую работу он взялся энергично: подтянул учеников, организовал выставку их работ, самое преподавание, по отзывам учащихся, вел живо и талантливо. «В Московской школе живописи, где когда-то учился , а потом, в последние годы жизни, был профессс» ром в натурном классе, все жило ым, дышало им, носило отпечаток его мыс\и, слов, деяний, — вспоминал М.В. Нестеров. — За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками... приходил рано, уходил поздно вместе с учениками, всячески поддерживая общий подъем духа, а в минуты усталости он двумя-тремя словами, сказанными горячо, умел оживить работающих: «Господа, отдохните, спойте что-нибудь». И весь класс дружно запевал «Вниз по матушке по Волге», усталости как не бывало, и работа вновь кипела». Из учеников а, кроме Нестерова, заняли крупное место в русской живописи Сергей Коровин и Рябушкин.