Пётр Карлович Клодт. Из серии «Масовая библиотека». 1947. Автор: А. Ромм
Автор конных групп на Аничковом мосту Петр Карлович Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Отец его генерал-майор К.Ф. Клодт всю жизнь провел в походах, участвовал в войне 1812—1814 годов. портретПортрет К.Ф. Клодта фон Юргенсбурга. 1820-еХолст, масло, 70 х 62,5Государственный Эрмитаж по наброску его сына для галлереи Отечественной войны в Зимнем дворце. Последние годы жизни он состоял начальником штаба Сибирского корпуса в Омске. Художественная одаренность — отличительное свойство всей семьи Клодтов. Генерал Клодт был художником любителем, неплохо рисовал, резал портретные силуэты. Человек очень простых вкусов, не терпевший безделья, генерал приучал сыновей к ремесленному труду, заставлял их делать для себя игрушки. Его художественные наклонности унаследовали кроме Петра Карловича еще два сына — Владимир (впоследствии начальник чертежной в Инженерном штабе) и Константин (иллюстратор и гравер, возродивший в России искусство ксилографии), а также внуки; (живописец-жанрист и гравер) и (пейзажист). Сыновья генерала Клодта учились в Омском Кадетском корпусе. Еще в детстве у Петра Карловича пробудился интерес к искусству и одновременно с этим невероятное пристрастие к лошадям. Нередко он исчезал из класса, и его находили на конюшне разглядывающим лошадей. Никакие наказания не помогали. Однажды мальчик пропал на несколько дней, его отыскали в степи, где он разъезжал на киргизских конях. Уже в эти годы он начал вырезать лошадок из дерева, очевидно, по образцу тех лошадиных фигурок, которых вырезал и присылал генерал Клодт своим детям, когда находился в действующей армии.
написал егоГенерал Клодт скончался в 1817 году, его вдова с семью детьми вернулась в Петербург и определила трех старших сыновей в артиллерийское училище.
В бытность свою юнкером артиллерийского училища, а потом офицером конной артиллерии
непрестанно наблюдал движения лошадей, рисовал, их с натуры, вырезал лошадиные фигурки из дерева. Постепенно о Клодте заговорили в Петербурге.В 1828 году
вышел в отставку, решив посвятить себя искусству. Первое время он терпел нужду, для заработка сбывал своих лошадок, приделывая им льняные хвосты и гривы, копыта из рога и тлаза из бисера. Продолжая работать с натуры и копируя чужие произведения, он самостоятельно приобретал художественные знания. В 1830 году представил в Академию художеств несколько рисунков пером (копии) и был принят в число вольнослушателей. Любопытно, что в отзыве Совета Академии об этих работах выражалась надежда, что из может выйти хороший гравер. Но он занялся лепкой с натуры и скульптурной композицией.Уже в 1833 году Колесница победыКолесница победы на Нарвских воротах. 1814Листовая медь для Нарвских воротНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834. Молодой скульптор за один год блестяще выполнил ответственный заказ. Группа была выполнена в выбивной меди скульптором Пратом по глиняной модели . Триумфальные ворота у Нарвской заставыТриумфальные ворота у Нарвской заставы. Бумага, акварельГосударственный Эрмитаж были воздвигнуты в 1814 году по проекту архитектора в честь победы над Наполеоном. Эта деревянная арка была сломана и перестроена в камне архитектором в 1829—1833 годах. Введенная им колесница Победы на аттике арки должна была повысить образное значение этого памятника воинской славы. изваял шестерку коней и богиню, стоящую на колеснице с лавровым венком в протянутой руке.
сделал модели двух конных групп и получил за них звание «назначенного» (кандидата в академики.) По этим моделям должны были быть исполнены большие группы и поставлены на Адмиралтейском бульваре согласно проекту архитектора . Затем это было отложено, а тем временем была заказана колоссальнаяМолодой скульптор не нашел еще своего индивидуального стиля, в этом изваянии он еще не выразил своих реалистических стремлений. Точеная моделировка, угловатые контуры, подчеркнутое изящество показывают, что над ним еще тяготеет наследие классицизма. Однако это произведение не лишено оригинальности, в чем можно убедиться при сравнении с Колесницей СлавыКолесница Славы. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного Штаба. 1827Бронза, изваянной в 1827 году для арки Главного штаба. В произведении подлинный размах движения выражен лишь в фигурах воинов. Кони же с их размеренным аллюром служат переходом к застывшему в незыблемом покое изваянию Славы. Шестерка мчится во весь опор, поднялась на дыбы, развернулась вширь подобно вееру. Она напоминает пламенную патетику фальконэтовского ПетраПамятник Петру I. 1868—1770Бронза, а не сдержанность и чувство меры, присущие классицистам. Шестерка — бурный взлет ее линий — сообщает особую выразительность арке, вносит в нее громогласный акцент, как бы заставляет ее вырасти ввысь и раздаться вширь.
Последующую деятельность
пронизывает стремление к жизненной правде. Он был сыном новой эпохи, эпохи Пушкина, Гоголя и Белинского, когда во всех отраслях русского искусства былой высокопарный и идеализирующий стиль уступил место естественности и простоте, когда усилился интерес к народному быту, русскому фольклору, родной природе. Это характерно и для литературы, и для живописи и его учеников, и для музыки Глинки. Искусство спускается с заоблачных высот классицизма и, соприкоснувшись теснее с конкретным и жизненным, обретает новые силы и возможности; круг его тем н сюжетов расширяется, и вместе с тем обновляются его выразительные средства. В скульптуре, где столь отчетливо сказались идеалы классицизма, также намечается поворот от идеальной красоты к характерному, индивидуальному, жизненно-прекрасному. явился провозвестником реализма в русской скульптуре, притом провозвестником наиболее последовательным и настойчивым из всех своих современников. Работа с живой натуры имела для него несравненно большее значение, чем для его предшественников; видное место в его творчестве занимают этюды лошадей и других животных, небольшие фигуры всадников., основатель русского анимализма, ввел в скульптуру новые темы, считавшиеся до того времени «низменными», недостойными внимания серьезного художника.
Конечно, животные изображались и в академическом искусстве, во весьма ограниченно и в приукрашенном виде. Лошадей, например, изображали только верховых и отменно красивых или же выдуманных пород, притом в тех только аллюрах, какие можно наблюдать на парадах, ристалищах, полях сражений.
, верный пристрастию детских лет, взглянул на лошадь как на существо, имеющее свою жизнь, а не как на придаток к человеку. Он передал обыденную жизнь лошади, а не только ее «парадную карьеру». На его этюдах мы видим лошадей, спокойно стоящих, лежащих, пасущихся, пьющих воду. Скульптор показал следы труда и страданий, сопротивление коня властелину, а также и преданность человеку укрощенной лошади. заинтересовали простые лошади, тяжеловозы, деревенские сивки, лошадки финских извозчиков. Наряду с прекрасными кавалерийскими конями он запечатлел исхудалых, изможденных лошадей с выступающими ребрами. Первым начал он изображать жеребят.
Драгоценная черт а этих этюдов — полная естественность, та простота и свежесть, что доступны большим и самобытным дарованиям.
Лучшие этюды Кобыла с жеребенкомКобыла с жеребенком. 1854—1855Чугун».
не «плод холодных наблюдений», в них сквозят любовь и сочувствие художника к его скромным моделям. Он не только передает типичные черты различных пород, наблюдения его более тонки, он стремится закрепить индивидуальные черты, портретирует свои модели. Свидетельство тому группа «