Клодт Пётр Карлович [1805—1867]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Пётр Карлович Клодт. Из серии «Масовая библиотека». 1947. Автор: А. Ромм

Автор конных групп на Аничковом мосту Петр Карлович Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Отец его генерал-майор К.Ф. Клодт всю жизнь провел в походах, участвовал в войне 1812—1814 годов. Доу Доу (Дау) Джордж (Dawe George) Филиппович Доу (Дау) Джордж (Dawe George) Филиппович [1781—1829] Английский живописец, портретист. Приехал в Россию по приглашению императора Александра I. Написал с помощниками 322 портрета для Военной галереи Зимнего дворца.... написал его портретДоу Д. Ф. Портрет К.Ф. Клодта фон ЮргенсбургаПортрет К.Ф. Клодта фон Юргенсбурга. 1820-еХолст, масло, 70 х 62,5Государственный Эрмитаж по наброску его сына для галлереи Отечественной войны в Зимнем дворце. Последние годы жизни он состоял начальником штаба Сибирского корпуса в Омске. Художественная одаренность — отличительное свойство всей семьи Клодтов. Генерал Клодт был художником любителем, неплохо рисовал, резал портретные силуэты. Человек очень простых вкусов, не терпевший безделья, генерал приучал сыновей к ремесленному труду, заставлял их делать для себя игрушки. Его художественные наклонности унаследовали кроме Петра Карловича еще два сына — Владимир (впоследствии начальник чертежной в Инженерном штабе) и Константин (иллюстратор и гравер, возродивший в России искусство ксилографии), а также внуки; Михаил Петрович Клодт Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Петрович [1835—1914] Русский живописец, мастер жанровой картины, академик, один из членов-учредителей «Товарищества передвижников».... (живописец-жанрист и гравер) и Михаил Константинович Клодт Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Константинович Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Константинович [1833—1902] Русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Племянник Петра Карловича Клодта, известного русского скульптора и педагога.... (пейзажист). Сыновья генерала Клодта учились в Омском Кадетском корпусе. Еще в детстве у Петра Карловича пробудился интерес к искусству и одновременно с этим невероятное пристрастие к лошадям. Нередко он исчезал из класса, и его находили на конюшне разглядывающим лошадей. Никакие наказания не помогали. Однажды мальчик пропал на несколько дней, его отыскали в степи, где он разъезжал на киргизских конях. Уже в эти годы он начал вырезать лошадок из дерева, очевидно, по образцу тех лошадиных фигурок, которых вырезал и присылал генерал Клодт своим детям, когда находился в действующей армии.

Генерал Клодт скончался в 1817 году, его вдова с семью детьми вернулась в Петербург и определила трех старших сыновей в артиллерийское училище.

В бытность свою юнкером артиллерийского училища, а потом офицером конной артиллерии П.К.Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... непрестанно наблюдал движения лошадей, рисовал, их с натуры, вырезал лошадиные фигурки из дерева. Постепенно о Клодте заговорили в Петербурге.

В 1828 году Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... вышел в отставку, решив посвятить себя искусству. Первое время он терпел нужду, для заработка сбывал своих лошадок, приделывая им льняные хвосты и гривы, копыта из рога и тлаза из бисера. Продолжая работать с натуры и копируя чужие произведения, он самостоятельно приобретал художественные знания. В 1830 году Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... представил в Академию художеств несколько рисунков пером (копии) и был принят в число вольнослушателей. Любопытно, что в отзыве Совета Академии об этих работах выражалась надежда, что из Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... может выйти хороший гравер. Но он занялся лепкой с натуры и скульптурной композицией.

Уже в 1833 году Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... сделал модели двух конных групп и получил за них звание «назначенного» (кандидата в академики.) По этим моделям должны были быть исполнены большие группы и поставлены на Адмиралтейском бульваре согласно проекту архитектора Тона Тон Константин Андреевич Тон Константин Андреевич [1794—1881] Виднейший русский архитектор. Работал в основном в «неорусском стиле». По его проекту был построен Храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец..... Затем это было отложено, а тем временем Клодту Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... была заказана колоссальная Колесница победыКлодт П. К. Колесница победы на Нарвских воротахКолесница победы на Нарвских воротах. 1814Листовая медь для Нарвских воротКваренги Д. Нарвские ворота в Санкт-ПетербургеНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834. Молодой скульптор за один год блестяще выполнил ответственный заказ. Группа была выполнена в выбивной меди скульптором Пратом по глиняной модели Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,.... Триумфальные ворота у Нарвской заставыКваренги Д. Триумфальные ворота у Нарвской заставыТриумфальные ворота у Нарвской заставы. Бумага, акварельГосударственный Эрмитаж были воздвигнуты в 1814 году по проекту архитектора Кваренги Кваренги Джакомо (Доменико) Кваренги Джакомо (Доменико) [1744—1817] Один из крупнейших зодчих русского классицизма. Виднейший русский и итальянский архитектор. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.... в честь победы над Наполеоном. Эта деревянная арка была сломана и перестроена в камне архитектором В.П. Стасовым Стасов Василий Петрович Стасов Василий Петрович [1769—1848] Один из крупнейших зодчих эпохи классицизма. В 1783 г. поступил «помощником по делам строительства в Москве». В 1808 г. СПб Академии художеств получил звание «назначенного» и в том же году зачислен в Кабинет Его Императорского Величества.... в 1829—1833 годах. Введенная им колесница Победы на аттике арки должна была повысить образное значение этого памятника воинской славы. Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... изваял шестерку коней и богиню, стоящую на колеснице с лавровым венком в протянутой руке.

Молодой скульптор не нашел еще своего индивидуального стиля, в этом изваянии он еще не выразил своих реалистических стремлений. Точеная моделировка, угловатые контуры, подчеркнутое изящество показывают, что над ним еще тяготеет наследие классицизма. Однако это произведение не лишено оригинальности, в чем можно убедиться при сравнении с Колесницей СлавыПименов С. С. Колесница Славы. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного ШтабаКолесница Славы. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного Штаба. 1827Бронза, изваянной С.С. Пименовым Пименов Степан Степанович Пименов Степан Степанович [1784—1833] ... в 1827 году для арки Главного штаба. В произведении Пименова Пименов Степан Степанович Пименов Степан Степанович [1784—1833] ... подлинный размах движения выражен лишь в фигурах воинов. Кони же с их размеренным аллюром служат переходом к застывшему в незыблемом покое изваянию Славы. Шестерка Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... мчится во весь опор, поднялась на дыбы, развернулась вширь подобно вееру. Она напоминает пламенную патетику фальконэтовского ПетраФальконе Э. Памятник Петру IПамятник Петру I. 1868—1770Бронза, а не сдержанность и чувство меры, присущие классицистам. Шестерка Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... — бурный взлет ее линий — сообщает особую выразительность арке, вносит в нее громогласный акцент, как бы заставляет ее вырасти ввысь и раздаться вширь.

Последующую деятельность Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... пронизывает стремление к жизненной правде. Он был сыном новой эпохи, эпохи Пушкина, Гоголя и Белинского, когда во всех отраслях русского искусства былой высокопарный и идеализирующий стиль уступил место естественности и простоте, когда усилился интерес к народному быту, русскому фольклору, родной природе. Это характерно и для литературы, и для живописи Венецианова Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович [1780—1847] Известный русский живописец, рисовальщик и педагог. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. - Волоцкого у., не сохр.), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С.... и его учеников, и для музыки Глинки. Искусство спускается с заоблачных высот классицизма и, соприкоснувшись теснее с конкретным и жизненным, обретает новые силы и возможности; круг его тем н сюжетов расширяется, и вместе с тем обновляются его выразительные средства. В скульптуре, где столь отчетливо сказались идеалы классицизма, также намечается поворот от идеальной красоты к характерному, индивидуальному, жизненно-прекрасному. Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... явился провозвестником реализма в русской скульптуре, притом провозвестником наиболее последовательным и настойчивым из всех своих современников. Работа с живой натуры имела для него несравненно большее значение, чем для его предшественников; видное место в его творчестве занимают этюды лошадей и других животных, небольшие фигуры всадников.

Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,..., основатель русского анимализма, ввел в скульптуру новые темы, считавшиеся до того времени «низменными», недостойными внимания серьезного художника.

Конечно, животные изображались и в академическом искусстве, во весьма ограниченно и в приукрашенном виде. Лошадей, например, изображали только верховых и отменно красивых или же выдуманных пород, притом в тех только аллюрах, какие можно наблюдать на парадах, ристалищах, полях сражений.

Клодт Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,..., верный пристрастию детских лет, взглянул на лошадь как на существо, имеющее свою жизнь, а не как на придаток к человеку. Он передал обыденную жизнь лошади, а не только ее «парадную карьеру». На его этюдах мы видим лошадей, спокойно стоящих, лежащих, пасущихся, пьющих воду. Скульптор показал следы труда и страданий, сопротивление коня властелину, а также и преданность человеку укрощенной лошади. Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... заинтересовали простые лошади, тяжеловозы, деревенские сивки, лошадки финских извозчиков. Наряду с прекрасными кавалерийскими конями он запечатлел исхудалых, изможденных лошадей с выступающими ребрами. Первым начал он изображать жеребят.

Драгоценная черт а этих этюдов — полная естественность, та простота и свежесть, что доступны большим и самобытным дарованиям.

Лучшие этюды Клодта Клодт Пётр Карлович Клодт Пётр Карлович [1805—1867] Выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, родоначальник русского анимализма. В совершенстве освоил литейное дело, являлся руководителем литейных мастерских Академии художеств. Профессор Академии художеств. Работы мастера украшают улицы Санкт-Петербурга,... не «плод холодных наблюдений», в них сквозят любовь и сочувствие художника к его скромным моделям. Он не только передает типичные черты различных пород, наблюдения его более тонки, он стремится закрепить индивидуальные черты, портретирует свои модели. Свидетельство тому группа «Кобыла с жеребенкомКлодт П. К. Кобыла с жеребенкомКобыла с жеребенком. 1854—1855Чугун».