Поэтика декоративных образов

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Поэтика декоративных образов. 1976. Автор: Л. Крамаренко

Значительный материал для размышлений об особенностях современного советского декоративного искусства дали выставки «Советская Россия—V» и «Слава труду!». Декоративное искусство было представлено на них очень широко, во многих своих разновидностях — уникальные выставочные произведения, декоративные композиции для интерьера, образцы бытовых предметов, изделия народных мастеров.

Эти обширные экспозиции дали возможность проследить, что внутри декоративного искусства сейчас идет разделение на определенные сферы, своего рода жанры, каждый со своим особым художественным языком, своим строем образов, специфическими задачами в жизненной среде. Наиболее ясно выделилась группа произведений уникально-декоративного характера в отличие от предметов практически-бытового назначения.

В   уникально-декоративных   произведениях   из стекла,  керамики,   текстиля,   металла   собственно прикладная,   утилитарная   функция   отступает  на второй план, а все средства художественной выразительности   направлены   на   функцию   декоративную, украшающую. Конечно, четкой границы между декоративным и прикладным искусством провести невозможно и не нужно, более того, декоративные произведения   сохраняют   во   многих   отношениях связь со спецификой своего вида, в частности предметную основу формы и выявление художественных особенностей материала. Но при этом внимание художника ориентировано на эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений декоративными средствами. Именно эта сложная, чрезвычайно интересная и по существу новая задача, вставшая перед декоративным  искусством, дала,  как мне кажется, толчок его современному движению, стимулировала активные поиски художников в последние годы. Разумеется, разработка   предметной  утилитарной  формы  остается  непременной  задачей  художников  декоративно-прикладного   искусства,   но работа над декоративными формами не проходит даром и для утилитарного проектирования, она питает его своими пластическими идеями.

Самые разные экспозиции декоративных разделов на больших выставках обычно производят одно общее художественное впечатление — зритель неизменно испытывает чувство   праздничности, душевного подъема, эмоциональной взволнованности. После сосредоточенности и углубленного созерцания станкового искусства тут наступает своеобразная психологическая разрядка, мгновенная реакция радости, просветления чувства. Мне представляется, что такое воздействие связано с одной важной и наиболее общей особенностью декоративного искусства — активно    отдавать    эмоционально-образный заряд   во  внешнюю  среду,   создавая   вокруг  себя большое поле воздействия.

Если станковая картина или гравюра художественно-смысловое содержание заключает в себе самой, обладает внутренним психологическим состоянием, внутри себя формирует пространство, взаимоотношения изобразительных форм и цветовых акцентов, то декоративное произведение находится в непосредственном контакте с окружающей средой, более активно вступает во взаимосвязь с внешним миром, с архитектурным пространством. Станковое произведение как бы приглашает человека приобщиться к своему миру, мысленно проникнуть в него и жить его чувствами; декоративное — окрашивает своим настроением всю атмосферу вокруг. В этом отношении оно сродни музыке, и исходящие от него волны, подобно звукам, настраивают человека на соответствующий лад, вызывают у него жизненные ассоциации, будят воображение.