Поэтика декоративных образов

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Поэтика декоративных образов. 1976. Автор: Л. Крамаренко

Так, особое место в ряду уникальных декоративных произведений занимает работа И. Олевской «Да внемлют же поэтам веки!» Она представляет собой многофигурную композицию малой фарфоровой пластики: вертикальные стелы с медальонами, колонны, увенчанные фигурками муз, тондо на подставках с росписью и стихотворными строками слагаются в единый декоративный ансамбль—своего рода камерный памятник русской поэзии. Причудливая живость фарфоровых форм уравновешивается строгой, «классически» построенной композицией, ясная чистота колорита — зеленое, розовое, золото на сверкающей белизне фарфора — сочетаются с эскизной легкостью живописной манеры. Сама стилистика декоративного письма, портреты поэтов пушкинской поры, петербургские пейзажи, характер шрифта и ритм стихотворных строк напоминают о пушкинской эпохе, о славных традициях русской поэзии. Олевская обращается к традиционным атрибутам и приемам искусства русского классицизма, к прекрасным образцам фарфора той эпохи. В ее произведении можно уловить и наследие графики и фарфора художников «Мира искусства» с их утонченностью и удивительным чувством стиля. Такое прямое обращение к традициям могло бы привести автора к стилизации, подражательности, но Олевская дает настолько индивидуальную интерпретацию темы, так одухотворяет фарфор поэтическим чувством, исполнительским артистизмом, что произведение покоряет эстетической цельностью и гармонией.

Поэтически-повествовательный строй этой вещи, высокое мастерство композиции, пластики, росписи, подчинение их идейно-духовному содержанию позволяют поставить ее в ряд явлений «большого» искусства.

Выставка снова и снова убеждает, что четких границ между видами искусства провести невозможно, а тем более в наше время, для которого характерны поиски синтетических форм художественного выражения — скульптурно-живописных, декоративно-монументальных, декоративно-сценографических. Уникальное декоративное творчество не есть изолированная сфера художественной деятельности, напротив, она находится как бы на стыке материальной и духовной.культуры и, связанная одной своей стороной с формированием нашего предметного мира, другой примыкает к сфере образно-пластических искусств.

 

Л. Крамаренко

Журнал "Творчество" 1976 / 8