Поэтика декоративных образов

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Поэтика декоративных образов. 1976. Автор: Л. Крамаренко

Богатый арсенал декоративных средств и их мастерская аранжировка позволяют художникам передавать явления и понятия, трудно доступные изобразительному искусству. Нередко раскованная фантазия, апелляция к ассоциативному мышлению, неожиданность сопоставлений открывают новые аспекты художественного восприятия действительности.

Изображение салюта над городом с резким сиянием огоньков-ракет в небе уже привычно для глаза, но художница Э. Вигнере, решая эту тему в гобелене, находит ее новое звучание. Вертикали городских домов выстроены в ритмический ряд, пятна окон аккомпанируют ему в убыстренном темпе, вспышки ракетных огней отмечены сильными фактурными акцентами — пряжей с длинным ворсом. От этого вокруг огней возникает радужное сияние, они превращаются в яркие пышные букеты. Картина праздничного салюта получает романтическую окраску.

Декоративному искусству доступны образы фантастические, условные, раскрывающие художественными средствами какие-то общие, не поддающиеся изобразительной передаче явления. Подчас конкретный мотив или сюжет художник сопоставляет с очень общим понятием, и рождается своеобразная аллегория, часто неожиданная по внешнему решению, но точно выражающая содержание. Художница А. Музе избирает для гобелена, казалось бы, весьма конкретный сюжет — «В лаборатории», но в ее декоративной интерпретации химическая реакция в реторте, переданная серебристо-белой пенящейся фактурой, превращается в плывущие над горами облака, извержения гейзеров — в символическую картину неукротимой земной энергии. При этом гобелен как декоративное полотно сохраняет удивительную цельность, колористическую гармонию.

Текстильщиков часто увлекает тема космоса, и каждая выставка приносит ее новые интересные решения. Среди них — гобелен Н. Абрамовой «Творчество», посвященный полету и стыковке советского и американского космических кораблей. Художница решает тему без привычных знаков и обозначений, представление о космосе дается всем композиционным и цветовым построением гобелена. Колорит его скуп — черное, серое, серебро и золото; звучание его строго и патетично. Символика гобелена прочитывается многозначно — это и необъятность космических пространств, и стремительность полета, и чернота небытия, и сияние небесных светил. Это борьба, преодоление,  озарение, торжество победы, выраженные декоративными средствами. Динамика композиции нарастает, концентрируется до предельной силы в центре и свободно, широко откатывается в стороны. Кажется, что движение продолжается и дальше, за пределы полотна и охватывает своими ритмами реальное пространство вокруг гобелена, пронизывая весь интерьер.

В наше время, при аскетизме современной архитектуры, при стандартизации массового строительства, роль декоративного искусства в формировании жилой среды особенно возрастает. В то же время обогащение образно-пластической палитры самого декоративного искусства расширяет его художественную сферу, обнаруживая его связи с творческими проблемами изобразительного искусства.