Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел
Русская и советская живопись в собрании Эстонского художественного музея представлена разнообразно, но фрагментарно, поскольку музей, видевший свою задачу в первую очередь в выполнении функций национального музея, естественно концентрировал свою деятельность на приобретении произведений эстонского искусства. Значительное число произведений принесла закупка Государственной казны 1926 года, благодаря которой музею за семь миллионов марок было передано восемьдесят четыре работы, среди них — «Возвращение с войны» И. Репина, «Мужской портрет» О. Кипренского (?), «Муяшчок с клюкой» И. Крамского, «Сосновый лес» И. Шишкина и многие другие. Отдельные работы передали Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Министерства культуры СССР и ЭССР, прочие государственные учреждения; некоторые произведения музей приобрел при посредничестве Ленинградской закупочной комиссии или получил из частных коллекций.
Анализируя произведения русского изобразительного искусства, особенно конца XVIII — начала XIX века, хранители собрания столкнулись с острой проблемой атрибуции. Во многих случаях приходится сомневаться в авторстве, а более основательное искусствоведческое изучение при отсутствии подходящего оригинального сравнительного материала здесь, на месте, оказывается невозможным. Поэтому авторство большинства ранних портретов не установлено — есть надежда, что в будущем с этим справится более обстоятельная экспертиза.
Русская иконопись представлена в собрании музея чуть более чем тридцатью произведениями, в основном местного происхождения. Старейшие из них относятся к XVI—XVII векам («Иоанп Златоуст», «Рождество Христово», «Григорий Проповедпик» и «Св. Георгий»), большая часть икон, очевидно, более позднего происхождения и носит нередко следы записи XIX века.
Как известно, XVIII век во многом определил дальнейшие пути развития русского искусства. На фойе трудно прослеживаемой смены и взаимных влияний стилей сформировалась своеобразная жанровая структура, первое место в которой занял портрет. К произведениям этого жанра относится интересный образец раннего портретного искусства «Портрет императрицы Анны Леопольдовны», работа неизвестного автора, выполненная в коричневой цветовой гамме, с подчеркнутыми контрастами света и тени. С начала столетия в России работали многочисленные иностранные художники, в основном приглашенные императорским двором. Хотя участие некоторых из них в художественной жизни России было эпизодическим, их творческое наследие составляет значительную часть коллекций. К числу этих мастеров принадлежат Георг Кристоф Гроот {1716— 1749) и Лукас Пфандцельт (1716 — 1786), которые в 1741 году (Г. Кр. Гроот, по некоторым данным, в 1743-м) прибыли через тогдашний Ревель в Петербург. Художники были удостоены звания придворных художников, Л. Пфандцельт работал также реставратором и копиистом.
Работой Г. Кр. Гроота (или копией Л. Пфандцельта) считается «Конный портрет Екатерины Алексеевны» (1744—1745, очевидно, парный конному портрету Петра III; оригинал хранится в ГРМ). Прибывшая в Россию принцесса Ангалы-Цербстская София Фредерика Августа — впоследствии императрица Екатерина II — изображена юной девушкой в зеленой амазонке, верхом на гордом черном коне на фоне парковых дорожек и деревьев. Подобное решение парадного портрета, делающее упор на эффектные костюмы и яркие краски, весьма характерно для Г. Кр. Гроота. Это подтверждает и приписываемый художнику «Конный портрет Екатерины I», в котором использован распространенный в XVIII веке прием — копирование композиционной схемы портрета, изображавшего какую-нибудь другую личность. В данном случае образцом послужил написанный в 1743 году самим Гроотом «Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком» (оригинал хранится в ГТГ, варианты — в ГРМ и Музее изобразительного искусства Узбекской ССР). Л. Пфандцельту позировали многие придворные императорского двора; в собрании музея хранится «Мужской портрет» (1755).Черты лица портретируемого поразительно схожи с написанным П. Ротари портретом графа Карла фон Сиверса, придворного Екатерины И. Выполненная на основе портрета Ротари гравюра репродуцируется в Ш томе «Подробного словаря русских гравированных портретов» Д. А. Ровинско-го. Упомянутое сходство дает возможность предположить, что работа из собрания музея изображает кого-либо из членов родни Сиверсов.