Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел
В работе Василия Андреевича Тро-ппнлна (1776—1857) «Мужской портрет» (1823) прослеживается реалистически-бытовая основа творчества художника. В 1820—1830 годах Тропинин полностью сосредоточился на жанре портрета, создав тип погрудного изображения с часто повторяющимися композиционными решениями, неидеализированным подходом к модели. Эти особенности видны и в принадлежащей собранию музея работе: невыразительное лицо, хитрый и настороженный взгляд прищуренных глаз, достаточно заурядный облик.
В 30—40-е годы XIX века несомненным лидером в русском искусстве был К. П. Брюллов, под его влиянием творили многие художники. В Италии с К. П. Брюлловым активно сотрудничал Григорий Григорьевич Гагарин (1810—1893). Формируя свой стиль, Гагарин опирался не только на наследие византийского и итальянского искусства, но и на творческий опыт Брюллова. Веяние академического романтизма ощущается в небольшой композиции художника «Отдых», изображающей трех молодых итальянок. Однако настроение произведения не возвышенное, а скорее идиллическое. Кругообразная, замкнутая композиционная схема и топкая живописная техника способствуют гармоничности формального решения работы.
Собранию музея принадлежит и «Мужской портрет» (П. И. Кузнецов?) — произведение одного из популярнейших портретистов 1850-х годов Сергея Константиновича Зарянко. (Э. Н. Ацаркина приписывала этот портрет кисти творчески близкому Зарянко А. Мокрицкому). Ученик А. Г. Венецианова, позже попавший под влияние К. П. Брюллова, художник в пору расцвета своего творчества также добивался достоверного изображения портретируемого, однако с помощью рационалистической манеры живописи стремился избежать романтической поэтизации изображаемого. «Мужской портрет» ярко демонстрирует интеллектуальный, меткий портретный стиль художника.
А. Г. Венецианов и его ученики содержательно и высокохудожественно раскрыли тему русского крестьянства. Попытка связать каноны классицизма с установками реализма дала в итоге своеобразную жанровость, объединившую идеальное и характерное, прекрасное и правдивое. Жанровость эта присуща и портрету бытового характера «Старик с овцой» (1827), выполненному Алексеем Васильевичем Тырановым (1808—1859). Патриархальный облик крестьянина свидетельствует о склонности Тыранова к идеализации своих героев из крестьян. Он изображает их или устало задумчивыми или печальными.
На уровне подлинного, идейного реализма тематику крестьянства сумели раскрыть лишь передвижники. На второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок была экспонирована работа Ивана Николаевича Крамского (1837—1887) «Мужичок с клюкой» (1872). Хотя и названная автором этюдом, она однако является законченной портретной композицией, имеющей одновременно сильный социальный подтекст. Бели тырановский «Старик...» отрешенно-возвышенно погружен в себя — прием, характерный для школы Венецианова,— то герой Крамского несет в себе бремя жизненного опыта, он полон терпеливой мудрости, придающей человеку силы в борьбе за свое достоинство. Возможно, «Мужичок с клюкой»— один из портретов крестьян, написанных в 1871—1872 годах Крамским для задуманной тогда композиции «Христос в пустыне».
Достижения в области портретного искусства первой половины 1870-х годов сыграли существенную роль в формировании тематической живописи передвижников как в социальной, так и бытовой форме. В музее хранится полотно Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) «Возвращение с войны» (1877), написанное в промежутке между созданием двух известных картин «Бурлаки на Волге» (1870—1873) и «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Бытописательский характер этой картины объясняется периодом творческих исканий художника, в то время путешествовавшего и усердно пополнявшего свой творческий опыт. Репин с интересом наблюдал и зарисовывал отдельные события из жизни деревни, писал портреты крестьян. Навеянное русско-турецкой кампанией 1877—1878 годов «Возвращение...»— самое завершенное произведение па эту тему. Образу молодого солдата, сидящего среди родни в своей избе и рассказывающего о событиях войны, а также всей сцене художник придал вполне достоверный и слегка юмористический оттенок.