Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел
В русской жанровой живописи и жанровом портрете конца 1880-х годов свойственный для передвижников повествовательный подход сменился новым, более поэтическим. Лирический, полный оптимизма портрет «Девушка в красном» (1916) Абрама Ефимовича Архипова (1862—1930) написан в характерной для середины 1910-х годов манере — в яркой цветовой гамме, широкими мазками и без намека на литературную трактовку сюжета. «Девушка в красном»— обобщенный образ молодой русской крестьянки, пышущей здоровьем; верность яркой натуре, несмотря на формальные новшества, сближает работу А. Е. Архипова с кругом идей передвижников. Та же связь прослеживается и в маленькой жанровой сценке «Музицирующие дети» кисти Николая Петровича Богданова-Бельского (1868—1945).
На рубеже XIX—XX веков русское искусство понемногу сближается с формальными поисками современных ему художественных направлений Западной Европы. Наряду с импрессионизмом на русскую художественную культуру оказывали влияние постимпрессионизм, стиль модерн, фовизм, кубизм, футуризм и экспрессионизм. Новый этап в развитии русской пейзажной живописи открывает творчество Константина Алексеевича Коровина (1861—1939). Выучившись по совету Саврасова работать на пленэре, он вплотную подошел к восприятию идей импрессионизма. С импрессионистической живописью Коровин основательно познакомился в Париже в 1890-х годах. Полотна «Париж вечером» и «Чайхана в Крыму» отражают попытки художника углубиться п проблемы импрессионизма, передать зыбкость света и мимолетность настроений. Любовь к искусственному ос вещению объясняется и тем, что Коровин работал над оформлением театральных постановок, обладал богатым опытом создавать игровую, сценическую атмосферу.
Пристальный интерес к художественным течениям Западной Европы, годы учебы в русских художественных школах, в Мюнхене у А. Ашбе, в частных академиях в Париже, общая эрудиция, приобретенная в длительных путешествиях,— все это помогло Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину (1878—1939) стать первоклассным мастером. Во время учебы Петрова-Водки-на в Париже (1905—1908) он написал «Портрет жены художника» (1906) — один из первых портретов Марии, будущей супруги художника. Еще нераскованный колорит свидетельствует о том, что Петров-Водкин, будучи на пути к своему творческому почерку, находился под влиянием различных художественных направлений. В 1921 году, побывав в Самарканде, он пишет небольшой пейзаж в ярких зеленых тонах «Самарканд». Из работ, принадлежащих музею, наиболее интересная — «Девочка с куклой» («Портрет Татьяны Велецкой», 1937), где в более реалистической форме решается тема вечной связи матери и ребенка, тема, всю жизиь волновавшая художника.
К 1910 году в русском искусстве переплелись самые различные тенденции. С одной стороны, царил пришедший к салонности академический реализм, в духе которого работали В. С. Сварог (1883—1957), автор крупноформатного «Портрета Кистеровой» (1915) и А. В. Маковский (Женщина в цветастом платке», 1916—1920). С другой стороны, характер развития искусства предреволюционной России все больше определяли мятежные модернистские художественные группировки, отвергавшпе прежние эстетические установки. Наиболее сильно на русских художников повлияло творческое наследие Сезанна, фовистов и футуристов.
Испытала это влияние и Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871— 1955), более известная как одаренный график. Летние месяцы 1915—1916 годов она провела на Кавказе; наряду с линогравюрами и акварелями художница написала живописное полотно «Башни Баку», в котором использовала мотив буровых вышек. Неровным ритмом силуэта буровых вышек и серовато-коричневыми тонами Остроумова-Лебедева пыталась выразить те «страшную действительность, мрачный грозный романтизм и необыкновенную живописность», которые, судя по ее «Автобиографическим запискам», так вдохновили художницу.
Яркость южной природы будоражила воображение и Сергея Арсеньевича Виноградова (1870—1938). В летние месяцы 1915—1917 годов живописец отдыхал на даче К. Коровина в Гурзуфе. На курорте оп писал виды узких, истомленных зноем улиц, которые лишь изредка оживляет человеческая фигура, как на картине «Пригород» (1918).