Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел
Русских художников, вдохновенно экспериментировавших еще и в 1920-х годах, представляет в собра-
нии музея когда-то активный члеп группировки «Бубновый валет» Александр Васильевич Куприн (1Н80— 1960) пейзажем «Бахчисарай, Верхняя мечеть» (1927). Вследствие творческого перелома в 1924 году художник больше внимания стал уделять пейзажу. Используя светлые, в сравнении с прежними прямо-таки монохромные цвета, градации тона и рассеянный свет, Куприн остался вереп заимствованному у Сезанпа навыку с помощью цвета создавать живописную структуру. Композиционная целостность достигается несложным, свободным от лишних деталей мотивом, разработкой воздушной среды, приглушающей контрасты. Сохраняя исходный принцип сезапнизма, но развиваясь в сторону более правдоподобной передачи натуры, работает Илья Иванович Машков (1881—1944), который долго — с 1930 по 1938 год жил на своей родине, в станице Михайловской. Очевидно, среди других пейзажей в светлых тонах была в то время написана и работа «Михайловская станица».
Из произведений более позднего, русского советского искусства музею принадлежит ряд исполненных на хорошем уровне пейзажей. Среди них «Черная речка» и «Красный пруд» (оба — 1938) Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), «Утро на даче»
Дмитрия Аркадьевича Налбан-дяна (р. в 1906 г.), «Весеннее утро»
Сергея Васильевича Герасимова (1885—1964), «Весна в Карелии» (1952) и «Зимой в лесу. Декабрь» (1957) Николая Михайловича Ромадина (1903—1987). Наряду с пейзажами заслуживают внимания красочное полотно «Флоксы и гвоздики» Александра Александровича Дейнеки (1899— 1969) и «Розы в банке» (1952) Александра Михайловича Герасимова (1881—1963). Среди последних приобретений музея выделяется пейзаж А. А. Мыльникова (р. в 1919 г.) «После грозы» (1975).
В 1972 году музей получил от коллекционера К. Тооминга большой и ценные подарок — шестьдесят миниатюр п двадцать портретных силуэтов, в чис , которых наряду с работами художников Западной Европы ряд произведений, представляющих русскую школу миниатюрной живописи (портреты неизвестных авторов первой половины XIX века — «Дама, пишущая письмо», 1804; «Дама в фиолетовом платье и с диадемой», 1830, и другие). А также работа одного из выдающихся мастеров акварельного портрета 30—40-х годов XIX века Петра Соколова (1791—1848) «Дама с диадемой» (1843).
В рамках настоящего обзора невозможно было ознакомить читателя со всей коллекцией русской и советской живописи в фондах Эстонского художественного музея. Мы старались лишь указать на более ценные произведения, достойные внимания как специалистов, так и широкого круга любителей искусства.
ТИЙНА АБЕЛ