С.И. Гальберг. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Е. Мроз
Одновременно со статуей
усиленно работал в Риме над скульптурными портретами. Бюстами ему рекомендовал заниматься , к ним его влекло и самого: крутом его окружали замечательные портреты, которыми так славилось римское искусство и в которых оно действительно достигло большой высоты и совершенства.Первый исполненный им в 1819 году бюст его товарища архитектора Василия Глинки доставил
шумную славу. Его расхвалили «если не до небес, то, по крайней мере, до купола св. Петра»,— шутит сам и сообщает, что «все вообще уверяют, что они не предполагали в Петербурге такого чистого вкуса, такого манера и пр., наконец, что они даже не видали подобных бюстов».Бюст Глинки, построенный в виде Гермы со срезанными плечами, носит ярко выраженные индивидуальные черты: раскосые глаза, широкий мясистый нос, упругие, полные щеки, крупные губы. В нем великолепная лепка лица большими плоскостями, живописная трактовка волос. Глубокая внутренняя сосредоточенность вместе с поразительным сходством сообщают портрету убедительную силу и выразительность, и шумные похвалы современников портрету В.А. Глинки не кажутся преувеличенными.
В Риме
исполнен ряд других столь же удачных портретов: князя М. Б. Барклая де Толли, сына полководца, графа Каподистрия, Г.Н. Оленина, зятя президента Академии художеств, Мальцевой, В. Корсаковой, княгини А. П. Волконской, Нарышкиной, княгини Трубецкой, графини А. Ф. Закревской и другие.С тонким мастерством сделав мраморный бюст русского посланника А.Я. ИталийскогоПортрет А.Я. Италинского. 1823МраморГосударственный Русский музей (1823, Русский музей).
В год исполнения бюста Италийскому было 80 лет.
удалось превосходно передать спокойствие тихой, умиротворенной старости. В увядшем, в морщинах лице мы легко читаем длинный жизненный путь, пройденный этим человеком. С каким знанием анатомии вылеплено это лицо. Как оно отличается от лепки лица молодого Глинки. Там большие плоскости, здесь чередование впадин и выступающих повышений, хорошо передающих дряблость кожи и вялость мускулов старческого лица.Это был первый бюст, высеченный самим А.Я. ИталийскогоПортрет А.Я. Италинского. 1823МраморГосударственный Русский музей был триумфом русского художника в Риме. Ф. Брюлло пишет в 1823 году своим братьям Брюлловым из Петербурга: «Молва большая у нас идет, что делает чудеса в Италии и что вся работа, оставшаяся после Кановы, передана ему».
из мрамора и повторенный им в том же материале для князя Гагарина. Как и бюст Глинки, бюстИзысканно красива мраморная голова В. ПеровскогоПортрет В. Перовского. 1829МраморГосударственный Русский музей (А. Погорельский), писателя и друга А.С. Пушкина, выполненная по возвращении в Петербург в 1829 году (Русский музей). Высокий лоб в ореоле пышных кудрявых волос, эффектно трактованных с сильными тенями в завитках. Удлиненный овал Лица, йрямои нос, красивая извилистая линия губ, мягкая моделировка. Легкий наклон головы и напряженный, как бы обращенный внутрь себя взгляд говорят о большой духовной жизни.
В Риме графа Александра Ивановича Остермана-ТолстогоГраф Александр Иванович Остерман-Толстой в позе античного героя после ранения в битве при Кульме. 1823Мрамор, изобразив его тяжело раненным под Кульмом. Толстой лежит, опираясь локтем правой руки на барабан и склонив голову на руку. Фигура, одежда, естественное расположение складок выполнены со свойственным художнику мастерством. Лицо задумчиво. В статуе сочетание романтической мечтательности героя с реалистической трактовкой самого сюжета.
делает статую героя Отечественной войныМного времени и внимания Начало музыкиНачало музыки (Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике). 1825Мрамор, 151 х 50 х 42Государственный Русский музей». Долго обсуждается сюжет: в обсуждении принимают участие и О.А. Кипренский, и зять , известный филолог Востоков, и сам заказчик, и его жена, знаменитая трагическая актриса Е.С. Семенова, Возникает целая письменная дискуссия. Спор шел о том, как должен реагировать пастушок на услышанные им звуки: поддаться ли от испуга и неожиданности назад, или наклониться вперед, или же остаться в спокойном положении. Сам так решил этот вопрос: «По всем законам натуры и по всем правилам мимики пастушок мой, как мне кажется, не должен поддаться назад; это значило бы желать удалиться, между тем как свист тростника ему нравится, привлекает его к себе. Свист же этот не есть удар грома или пушечный выстрел, но беспрестанно продолжающийся звук, который помаленьку-помаленьку доходит до слуха и потому не дозволяет предполагать никакой мгновенной электризации, т. е. никакой внезапности. Коротко сказать, во всем сюжете я не вижу никакого испуга, который мог бы попятить, и никакой нечаянности, которая бы, мгновенно поразив, остановила. Остановись? Это и прежде было мое мнение, но для того единственно, чтобы удовлетворить законам скульптуры, требующей в ее произведениях сколько возможно покоя, тишины: время Бернета, Адама кончилось. Правда, тогда потеряется первый момент. Но какая нужда. Останется момент средний: пастушок будет прислушиваться, и это будет «статуйно». А что же важно в статуе?» Обсуждались и аксессуары: тростник и зефиры. Любопытно по этому поводу письмо от 19 мая 1824 года: «Зефиров желает Катерина Семеновна (Семенова.— Е. М.), чтобы постарались только сделать их похожими на детей ее, которых я вам пришлю рисуночки (портреты). Одна из них восьми лет Надинька, моя фаворитка, и я люблю ее без памяти, а меньшой Саше не более двух лет и кубышка, для зефиров голова весьма приличная».
посвящает созданию заказанной ему князем И.А. Гагариным статуи «Итак, Фавн, прислушиваюшийся к звуку тростникаНачало музыки (Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике). 1825Мрамор, 151 х 50 х 42Государственный Русский музей» (мрамор. Русский музей).
остановился на любимом им моменте покоя, мотивируя это избранным им для своей статуи сюжетом: «Фавн стоит, опираясь на левую ногу и слегка отставив согнутую в колене правую, что вместе с наклоном головы дает красивую ритмическую линию. Поднятым указательным пальцем левой руки фави как бы требует внимания, задержки в движении: «Остановись!» На правую руку наброшена шкура. Озаренное улыбкой лицо приподнято и слегка наклонено к левому плечу. Прекрасно передана напряженность слуха. Постановка фигуры очень удачна: она ясно выражает замысел художника. Мастерски моделировано юное тело фавна. Еле уловимые глазом тончайшие чередования понижений и повышений, легкая светотень между ними придают телу жизненный трепет и теплоту. Тщательно проработаны тростник и зефиры.
Статуя была окончена в 1825 году, как это видно из письма
от 24 июля этого года: «Скажите Оресту Адамовичу ( — Е. М.), что модель моего фавна до сего числа еще не кончена, но что скоро будет гтш. Товарищи находят, что она не худа, а Каммучини уверял меня в этом еще в то время, когда она была действительно полуурод. Верь только всему, что в глаза говорят».Князь И. А. Гагарин надеялся, что
сам высечет статую в мраморе. «Князь сказал,— пишет ,— что Вы хотите сами над мрамором полакомиться: и тростник, и дети, и нагая фигура будут одушевлены в мраморе, как вы одушевили Глинку в глине». Но не имел времени заняться этим. Фавн был высечен из мрамора в 1830 году известным римским мраморщиком Джироламо Сарторио.В 1826 году
исполнил статую «Мальчик, пускающий пузыри» (бронза. Русский музей), которую сам называл «Мальчик-пузырник».ФавнеНачало музыки (Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике). 1825Мрамор, 151 х 50 х 42Государственный Русский музей» в римской газете, ибо в северной столице усиленно прислушиваются к мнению заграничных критиков.
принимал самое живое участие в судьбе , высоко ценил и пропагандировал его талант. Сколько дружеских советов он шлет художнику в Рим из Петербурга. То он советует прислать непременно «мраморную статую, так как только в таком виде художественное произведение будет благосклонно принято петербургскими ценителями искусства, то настаивает, чтобы постарался о появлении заметки о «