С.И. Гальберг. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Е. Мроз
С 1825 года
начинает думать о возвращении на родину, но остерегает его от этого шага в данный момент. В начале 1825 года пишет: «Ни он (князь И. А. Гагарин. — Е. М.), ни я, ни ангел-хранитель ваш не советуют вам путешествие на север. Коротко и ясно...»И за месяц до восстания декабристов: «Слушайте дружеский совет мой для вашего здравия и благоденствия, самим оракулом изреченный: бойтесь невской воды — она вредна для мрамора».
В 1828 году
возвратился в Россию и стал работать над памятником Александра Первому, который был окончен в начале 1830 года. Модель памятника была сделана в Риме. Памятник построен пирамидально. На подножии из трех ступеней помещен высокий цоколь из порфира, на нем — фигуры — Вера, Надежда и в центре Милосердие, образующие треугольник, вершиной которого является бюст царя. Внизу по обеим сторонам цоколя находятся еще две фигуры: аллегория «Освобожденной Европы» и воин, которые являются продолжением сторон треугольника и как бы замыкают его.В композиции памятника, в отдельных частях стройной и красивой, нет той органической целостности, того гармонического слияния составных частей его в единое целое, что делало бы памятник монументальным и выразительным.
Группа на цоколе построена умело, удачно объединена, движения фигур ритмичны, складки одежд тщательно проработаны. Но это чисто внешняя красивость, с налетом слащавой сентиментальности. В группе нет величественной простоты, наоборот, она полна изящной кокетливости, которую теоретически осуждал художник.
Также больше внешней красивости, нежели внутренней глубины, и в двух других фигурах: аллегория «Освобожденной Европы» и воина. Постановка самих фигур удачна, их повороты и движения свободны и мотивированы. «Освобожденная Европа» изображена в виде прекрасной молодой женщины, сидящей на двух рогах изобилия. Взор устремлен вверх. Платье красиво облегает её стройные формы. Воин в богатырском шлеме и античной одежде. Левая рука покоится на щите.
Аракчеев хотел, чтобы
придал воину его черты, но скульптор уклонился от этого, не пожелав увековечить в доблестном русском, воине ненавистное лицо всесильного временщика александровского царствования.Памятник, отлитый из бронзы известным литейщиком В.П. Ефимовым, был открыт в 1833 году. В 1829 году
был назначен на должность адъюнкт-профессора.«Академия художеств, отдавая справедливость вашим познаниям, качествам нравственным, отличному искусству — и особенно верному вкусу в лепке — столь для истинного скульптора необходимом, и ни мало не сомневаясь, что участие ваше в руководстве питомцев скульптурного класса Академии художеств может принести весьма важную пользу, предоставила мне узнать от вас о согласии принять должность адъюнкт-профессора». Это письмо президента Академии
показывает, как высоко ценили академические круги .В 1830 году он получил звание академика, в 1831 году — должность профессора 2-й степени, в 1836 году — профессора.
Большой удачей художника явилась созданная им в 1831 году статуя Екатерины Второй.
Стиль величественной простоты, к которому всегда стремился
, в этой статуе дан им в полной мере.В спокойной позе, в кресле, сидит Екатерина Вторая. В опущенной правой руке она держит свиток-сустав Академии художеств, левая — покоится на ручке кресла, на голове — диадема.
С исключительным мастерством
лепит тунику и мантию. Пышные складки одежды сделаны с такой естественностью, с такой плавностью и легкостью, так отвечают формам тела, изломы их так мотивированы, что заставляют только изумляться необычайно глубокому знанию законов пластики и мастерству исполнения. Красиво обрисовывая стан фигуры, складки плавно ниспадают к ее ногам. «Художник смотрел на ход и переломы складок, как на поступь человека, придавая им характер то важный, то игривый». В статуе Екатерины Второй особенно наглядно показано значение драпировок: вместе с удачной постановкой фигуры они создают тот величественный образ, который хотел выразить скульптор.Из мрамора статуя высечена скульптором В.И. Бродзским к столетнему юбилею Академии художеств в 1864 году (находится в Академии художеств).
В 1830-х годах
создает несколько эскизов памятников, закончить которые он не успел и которые были выполнены по его эскизам его учениками.В 1833 году им сделан проект памятника знаменитому русскому поэту Г.Р. ДержавинуПамятник Г.Р. Державину. 1846Бронза для Казани.
Программа памятника была дана Академией художеств, которая требовала, «чтобы памятник Державину состоял в одной статуе (не в группе), чтобы памятник се» напоминал место рождения поэта и места, где он жил и достиг верха своей славы; время и случай, при коих он впервые почувствовал в себе жар поэзии, его военную и гражданскую службу; и наконец — его незатменную славу в потомстве».
Поэт изображен сидящим на камне — «в положении покойнейшем и потому приличнейшем», по понятию
. Лицо озарено вдохновением. На трех сторонах постамента барельефы с сюжетами, указавшими в программе. Из них лучший тот, на котором Державин изображен в момент, когда он впервые почувствовал в себе призвание к поэзии. Налево, в углу, упавшая полуобнаженная мужская фигура олицетворяет повергнутого врага. Возле «ее Афина, за которой следует юноша Державин, в короткой тунике, с пышными, кудрявыми волосами. Внезапно он останавливается, «ощутив прикосновение к себе бога поэзии». Радостно протягивает ему руку Аполлон, и Фемида призывает поэта служить ей.На втором барельефе — Державин в апогее своей славы, окруженный грациями. Фелица внемлет ему, «Нева восплещет его песне».
На третьем барельефе — Время, в своем непрерывном и вечном течении, увенчивает бессмертные творения поэта.