Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

С.Ю. Жуковский. Детские и юные годы. 1980. Автор: Горелов М.И.

Судьба будущего пейзажиста во многом была предопределена событиями предшествующего его рождению десятилетия. В польском восстании 1863 года вместе со многими патриотами участвовали дяди и был замешан отец Жуковского. «В 1863 году, — сообщила Мария Болеславовна, — семья жестоко пострадала после подавления польского восстания царским правительством.

Отец художника Юлиан был лишен всех прав как сословных, так и имущественных, а оба брата были сосланы в Сибирь, откуда одному из них удалось бежать за границу, а другой брат там погиб. Отца не только разорили и выбросили из старого помещичьего гнезда, но и лишили права иметь недвижимую собственность в Польше» (см. Приложение I).

Репрессии, которые обрушивались на борцов польского национально-освободительного движения, приносили им бесчисленные страдания, о чем с такой яркостью и художественной силой рассказывается в повести Л.Н. Толстого «За что?». Жуковские разделили судьбу многих своих соотечественников. Их семья принадлежала к старинному польскому дворянскому роду, но после лишения прав дворянства отец был вынужден переехать в Литву.

Раннее детство художника совпало со временем, когда семья Жуковского проживала в Волковыском уезде, на мызе Ендриховцы, маленьком хуторе, а затем переехала в Пружанский уезд. В вышеприведенном письме к Н.Н. Врангелю, датированном 1903 годом, С.Ю. Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д...., к этому времени уже достигший известности, движимый чувством фамильной гордости, сообщал, что он вырос в помещичьей семье и что его родители жили в своем имении Старая Воля, тогда как в действительности его отец мог владеть им после 1863 года не на правах собственника, а в качестве арендатора. О малой состоятельности семьи свидетельствует также признание С.Ю. Жуковского, что его родители жили здесь безвыездно.

Хотя его родители и были лишены прав дворянства, в метрическом свидетельстве они названы дворянами. По-видимому, это противоречие объясняется тем, что католическое духовенство в Западном крае, настроенное оппозиционно к царскому правительству, считало противобожеским лишение польских дворян сословных прав и вписывало в метрики их прежние звания, которые уже потеряли былой юридический смысл.

Из воспоминаний Марии Болеславовны Жуковской мы узнаем, что Станислав был самым младшим в семье. Брат Болеслав был старше его на одиннадцать лет, сестра Серафима — на четыре года. Отец художника «был суровый и замкнутый человек. Из членов семьи близок с ним был только старший сын; остальные его не любили и боялись. Его жена Мария, урожденная Вержбицкая, мать художника, происходила из польской дворянской семьи, жившей в Варшаве. Она получила образование во Франции и была очень культурной женщиной, составляя полную противоположность своему мужу, в браке с которым была очень несчастлива. Всю жизнь она посвятила своим детям, и ее любимцем был маленький Стась. Когда за очередную шалость на него обрушивался гнев отца и он подлежал порке, мать прятала его» (см. Приложение I).

Во впечатлительную душу ребенка глубоко врезался образ желчного, строгого и раздражительного отца-неудачника, угрюмого и замкнутого в себе. И ему всегда противостоял проникновенный и трогательный образ матери — любящей, приветливой, душевной, мягкой и нежной. Остро чувствуя разительное несходство характеров матери и отца, будущий художник не только осознавал духовные пропасти, разделяющие людей, которых на всю жизнь объединяет судьба, но и наследовал эти противоречивые черты от своих родителей. С одной стороны, в обществе малознакомых людей он был замкнут, сдержан, зачастую холоден и молчалив, с другой — в кругу своих друзей он преображался: становился веселым, приветливым, отзывчивым и мягким. Противоречивые черты характера его родителей словно слились в его характере воедино. Тот замкнутый образ жизни, который вели его родители, безвыездно проживая в имении, оставил неизгладимый отпечаток в душе художника. Всю жизнь он вращался в узком профессиональном, семейном и дружеском кругу.

Получивший предварительную домашнюю подготовку Станислав Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... был отдан в Варшавскую классическую прогимназию Лаговского. Затем родители перевели его в Белостокское реальное училище, где в это время учился его старший брат Болеслав, который по окончании реального училища уехал в Петербург и поступил в Лесной институт. На протяжении последних лет своей жизни разбитый параличом Болеслав был прикован к постели, и Жуковский, ставший уже известным художником, проявлял о нем и о его семье заботу (см. Приложение I). Причиной перевода Жуковского в Белосток, по-видимому, было желание родителей учить детей ближе к дому, чтобы следить за ходом их занятий. В этом отношении отец был весьма требователен к своим сыновьям. Но, «увлекаясь рисованием, будущий художник не всегда успевал по другим предметам, как хотелось его отцу. В наказание отец надевал на него пастушескую сумку и выгонял пасти свиней» (см. Приложение I), как бы давая понять, что будет с ним, если он останется необразованным.

В реальном училище больше всех остальных предметов Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... любил рисование. Этот предмет преподавал молодой художник, Сергей Никитич Южанин Южанин Сергей Никитич Южанин Сергей Никитич [1862—1933] Русский художник. Живописец и педагог...., ставший, по признанию Жуковского, его первым учителем. С.Н. Южанин, получивший художественное образование в Московском Строгановском училище, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера, в годы учебы Жуковского в Белостоке был скромным учителем рисования. Он проявил себя чутким и внимательным педагогом, умеющим находить и выращивать молодые таланты. В Куйбышевском художественном музее сохранился погрудный автопортрет Южанина, написанный им в Белостоке в 1896 году, спустя четыре года после выбытия Жуковского из реального училища. Он позволяет составить впечатление не только о внешнем виде, но и о характере Южанина. Изображен средних лет мужчина с большими усами и бородкой, смотрящий через очки на зрителя. Вдумчивый взгляд свидетельствует о любознательности. Это серьезный и одновременно душевный человек, понимающий окружающих и сочувствующий им, готовый оказать помощь советом и делом.

Южанин в годы учебы Жуковского в реальном училище как художник был почти неизвестен, тем не менее можно составить о нем представление как о педагоге на основании знакомства с его последующим творчеством. Из биографической справки о С.Н. Южанине известно, что он в течение одиннадцати лёт, проживая в Риме, Венеции, Неаполе и Флоренции, дружил с П.А. Сведомским Сведомский Павел Александрович Сведомский Павел Александрович [1849—1904] Русский художник. Жанрист и исторический живописец. Учился в дюссельдорфской Академии художеств (1870). В Мюнхене занимался в мастерской М. Мункачи. Потомственный дворянин. Брат художника Александра Сведомского. В 1879 г. П. А....  и А.А. Сведомским, С.В. Бакаловичем Бакалович Степан (Стефан) Владиславович Бакалович Степан (Стефан) Владиславович [1857—1947] Российский художник. Начальное образование получил в Варшавской рисовальной школе у Войцеха Гедеона и А. Каменского. В 1876 году поступил в петербургскую Академию Художеств. В 1881 году закончил её с  золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку... и другими академистами школы Г.И. Семирадского Семирадский Генрих (Хенрик) Ипполитович [1843—1902] Русский художник польского происхождения. Родился в селе Печенеги (Харьковская губерния) 24 ноября (6 декабря) 1843 в семье полкового врача. Детство и юность провел в Харькове. В гимназии брал частные художественные уроки. Учился на физико-математическом..., но остался совершенно чуждым их антикизирующему направлению, уводящему мысли и взоры от современной жизни. Он писал в основном дневные и ночные, архитектурные, жанровые и чистые пейзажи, иногда интерьеры. Наиболее значительным пейзажем Южанина является картина «Венеция ночью». С точки зрения манеры исполнения произведения Южанина отражают влияния позднеакадемической школы с ее строгим рисунком, организующим цвет. В отдельных случаях в них можно обнаружить влияние П.А. Сведомского Сведомский Павел Александрович Сведомский Павел Александрович [1849—1904] Русский художник. Жанрист и исторический живописец. Учился в дюссельдорфской Академии художеств (1870). В Мюнхене занимался в мастерской М. Мункачи. Потомственный дворянин. Брат художника Александра Сведомского. В 1879 г. П. А.... («Италия. Дворик», 1901).