Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Этюды и, как правило, карандашные эскизы являлись для художника неотъемлемым звеном в процессе создания картин. Положенные в их основу натурные штудии, наряду с великолепной, выработанной годами зрительной памятью, обусловливали отличающий произведения пафос утверждения объективной художественной правды.
Истинный мастер станковой пейзажной картины, он в совершенстве владел искусством ее создания, уделяя большое внимание вопросам композиции, ритма, колористической цельности. Причем характерным для художника (придававшего большое значение сюжету) являлся творческий отбор, совершаемый уже в самом процессе наблюдения натуры. “Портретируя природу”, он искал в ней наиболее содержательное.
был не только зачинателем исследовательского подхода к природе, но и эпического ее истолкования. В период творческой зрелости, в семидесятые и особенно в восьмидесятые годы, когда полностью сложилась его реалистическая концепция пейзажного образа, глубокая типизация и эпический размах становятся отличительными признаками лучших жизнеутверждающих полотен мастера. Свойственное ему новое понимание пейзажа как искусства, прославляющего силу и могущество природы, нашло убедительное выражение в монументальных образах русского леса, русских полей и лугов, рождающих ощущение величия Родины. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит у. Его творчество отвечало задачам новой реалистической школы живописи, развивающейся по пути все более глубокого проникновения в жизнь и поисков положительных идеалов.
Среди пейзажистов предстает самым убежденным и последовательным выразителем основных положений материалистической эстетики Н.Г. Чернышевского, призывавшего передавать реальный облик обычной природы, среди которой живет простой русский человек, ее действительную, а не выдуманную красоту, выявлять ее содержание, созвучное мироощущению народа.
И в поздние, девяностые годы, когда на арену художественной жизни вступило новое молодое поколение и в русском искусстве совершались большие перемены, неизменно оставался на избранном пути, значимость которого он доказал всей своей подвижнической творческой жизнью.
Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество и С.Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство. Такие качества поэтики аксаковского аналитического пейзажа, как сдержанная простота, безыскуственность, бережное внимание ко всем, казалось бы, мелким проявлениям жизни природы, свойственны также и произведениям Шишкина. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Важно отметить и сходство их оценочных позиций: “обширная”, “плодоносная”, “цветущая” природа у Аксакова сродни исполненной жизненных сил природе а.
Когда рецензенты передвижных художественных выставок писали, что, подходя к пейзажам Шишкина, словно чувствуешь запах сосны и хочется глубоко вздохнуть, как в лесу, это отнюдь не являлось свидетельством натуралистического подхода художника к окружающему, а было тем свежим ощущением жизни, чувством непосредственной близости к природе, благодаря которым возникает определенное поэтическое состояние души. не “убежденнейший натуралист”, знающий природу только по-деловому, количественно, по-хозяйски, а подлинный реалист, в самом прямом, всеобъемлющем и высоком значении этого понятия.