Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Свойственное художнику умение воплощать свои замыслы в содержательных поэтических образах природы, стремление породить ощущение непосредственного соприкосновения с ней человека, новаторский творческий метод, артистизм исполнения — все это явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа.
родился в 1832 году в Елабуге — маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, неизменно поощрял в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии (”чтобы не сделаться чиновником”, как объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
В отличие от , , художественное образование которых началось в отроческом возрасте, , приступившего к систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния восемнадцатилстним, но впервые пришедшем сюда еще четырнадцатилетним мальчиком, лишь двадцати лет переступил заветный порог этого учебного заведения, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Во многом еще наивный провинциал, он впервые увидел картины, исполненные маслом, на проходившей в 1852 году в Москве выставке кавказских горных видов и марин , среди которых был и прославленный “Девятый валДевятый вал. 1850Холст, масло., 221 x 332Государственный Русский музей”. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Она укрепила его интерес к пейзажу и, видимо, повлияла на создание одной из самых ранних его картин “Ночь на Каме”. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Подобного рода работы отвечали эстетическим взглядам юного , которые формировались первоначально под влиянием журнальных статей но вопросам искусства. Среди них, судя по его выпискам, критический разбор произведений “Дуб, сожженный молниейДуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842Холст, масло, 100 x 130Государственная Третьяковская галерея”, “Истязание спасителяИстязание спасителя. 1814Холст, масло, 260 x 207Государственный Русский музей”, “Богоматерь с младенцемБогоматерь с младенцем. 1858Холст, масло., 63 x 46Ивановский областной художественный музей”. К приходу в училище был полон отвлеченно-романтических представлений. Художник казался ему членом некоей высшей касты, существом, живущим в особом мире искусства и стремящимся только к самоусовершенствованию.
Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г.Г.Гагарина к “Тарантасу” В.А.Соллогуба, в которых В.Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы. Выписывая рассуждения о призвании далекого от суетной жизни художника-творца, вместе с тем с увлечением читает “Мертвые души” Н.В.Гоголя. Пытаясь представить себя неким романтическим мечтателем, молодой художник в то же время поглощен окружающей его жизнью. Он кропотливо изучает натуру. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. “Одно только безусловное подражание природе, — отмечает он в своей ученической тетради, которую ведет в 1852—1853 годах, — может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии”. Переплетение в ранних записях а отвлеченно-романтических воззрений с зачатками уже новых, прогрессивных взглядов на искусство отражало общую реальную картину в сложную для русского пейзажа пору рубежа сороковых — пятидесятых годов XIX века.