Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
При всем том было бы весьма односторонним представлять это время как некий застой в пейзажной живописи, считать, что прогрессивные традиции романтизма тридцатых годов, выхолощенные Академией, дегенерировали в рутину и стали своего рода тормозом на пути дальнейшего развития искусства. Напротив, в начале пятидесятых годов в пейзажной, как и в жанровой живописи, зарождались новые взгляды на искусство и делались первые шаги в сторону грядущих открытий. И именно предстояло в дальнейшем сыграть одну из ведущих ролей в этом поступательном движении искусства на пути реализма.
В искусствоведческой литературе до сих пор еще недостаточно выявлено, насколько благотворным для всего творчества оказалось пребывание его в московском Училище живописи и ваяния, сыгравшем чрезвычайно существенную роль в становлении реалистического пейзажа середины XIX века. Думается, что три года учебы здесь повлияли в наибольшей степени на формирование творческих установок будущего прославленного художника.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Все тут было близко душе — демократическая обстановка, простота нравов, товарищеская среда. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Поощряемые преподавателями, ученики много работали на натуре, и уже одно это способствовало связи их искусства с реальной жизнью.
В училище сразу определилось влечение к пейзажу. “Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище”, — записал он несколько позже в дневнике. “Природа всегда нова [. . .] и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы [. . .]” — отмечает он там же. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. В набросках биографии, останавливаясь па вопросе о своих художественных интересах в эти годы, Шишкин пишет: “Идеал — Рейсдаль и его старая школа”. Реалистическая направленность и высокая одухотворенность романтических пейзажей этого классика голландской пейзажной живописи XVII века не могли не захватить молодого художника. Обращение Рейсдаля к мотивам лесной природы, словно приближенной на его полотнах к человеку, стремление художника к своего рода портрстированию изображаемой местности, перечисление подробностей наряду с глубокими обобщениями — вес это было родственно творческой душе Шишкина. В то же время его внимание привлекали произведения близких ему русских художников, вступивших на путь правдивого отображения национального облика своей страны: В.И. Штернберга, этюды которого, по указанию его друга А. Н. Мокрицкого, Шишкин впервые копировал еще в 1853 году, а также совсем молодых живописцев А.И. Соловова и Н.Н. Рыбинского — авторов конкретно-видовых пейзажей. Они были созвучны Шишкину обращением к родной природе, стремлением передать се особенности, своей упоенностью натурой. Произведения этих одаренных, но быстро сошедших со сцены художников, свободные от суховатой документальности Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, приближались по своей направленности к пейзажам венециановской школы. И это важно отметить, поскольку подводит нас к пониманию истоков раннего творчества Шишкина.
В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система , основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. Демократическое по характеру творчество этого художника-новатора, создавшего, в частности, первые правдивые картины русской сельской природы, воспевшего ее задушевную красоту, было близко и понятно молодым пейзажистам. “Бесхитростное воззрение” на натуру и полное доверие к ней — главная установка Венецианова — наиболее отвечала стремлению к правдивому изображению природы. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане? Думается, что можно. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника “Жатва” (1850-е гг.), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. При всей заметной здесь робости исполнения, Шишкин все же сумел создать впечатление простора возделанной крестьянином земли. Это первое решение темы, которая получит новую, более глубокую трактовку в его поздних полотнах. Наметившаяся в пейзаже мягкая поэтичность проявится в полную силу уже в обоих вариантах картины “Полдень. В окрестностях МосквыЭтюд к картине "Полдень в окрестностях Москвы". Этюд Дерево, масло., 34 x 27” (1866 и 1869).