Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
О графическом мастерстве можно судить по рисунку “Дубки под Сестро-рецком” (1857). Наряду с присущими этой большой “рисованной картине” элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видны стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. Уверенность, с которой прослежены довольно сложные формы корневища на переднем плане, свидетельствует о внимательном наблюдении натуры и вдумчивом анализе ее деталей. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок “Старый дуб у обрыва над рекой”, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим.
Характерно, что созданный Шишкиным одновременно с “Дубками” рисунок “Дуб на берегу Финского залива”, который художник не предназначал для отчета в Академию, отличается по сравнению с первым недостающей ему непосредственностью.
В следующем году снова представил на академическом экзамене наряду с живописными произведениями три рисунка, выполненные на этот раз не графитным карандашом, а пером и тушью, которые, по его собственным словам, произвели “страшный фурор”. Говоря об этих произведениях, А.А.Сидоров отмечает: “Мы по существу присутствуем при рождении русской реалистической станковой графики”.
В картине “Вид в окрестностях Петербурга”, написанной во время летней практики в Лисьем Носу, близ Финского залива, ясно ощущаются и уроки, полученные Шишкиным в училище от Мокрицкого как ученика Венецианова, и академические установки. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия), и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Однако декоративное обрамление на переднем плане в виде кружева листвы и ветвей, рассчитанная уравновешенность, искусственная зеленая тональность, четкая фиксация планов попали в картину из академического пейзажа.
Хотя Шишкин работал над произведением в Лисьем Носу в непосредственном контакте с натурой, живописное решение его страдает условностью. Сказывалось, по-видимому, несколько одностороннее преподавание Мокрицкого, художника довольно скромного дарования, очевидно, не уделявшего живописи должного внимания в занятиях с учениками. Вследствие указаний и поощрений Мокрицкого профессиональная подготовка молодого Шишкина распространялась главным образом на область рисунка, и это в какой-то мере замедляло процесс освоения им живописного языка. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Тем не менее при всей заметной в картине условности, в ней налицо внимательное наблюдение натуры и даже душевная теплота. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
Успешно занимаясь в Академии, все же жаловался Мокрицкому на .,тре-вожное состояние души”, на “передрягу в мыслях и чувствах”, вызванных неясностью творческих задач. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Созданный последним в 1858 году идиллический, с элементами декоративности пейзаж “У старой мельницы”, в котором романтические традиции обернулись условной красивостью, со всей наглядностью демонстрировал художественный уровень произведений этого весьма ограниченного по своим возможностям живописца. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.