Статья о Мыльникове А.

  • Страница №2

Статья о Мыльникове А..

При этом Мыльников сохраняет завидное постоянство в главном: в чувстве живой и заинтересованной сопричастности со всем, что происходит на земле и что называется жизнью; в осознанности высокой гражданской миссии художника, несущего добровольно свое особое бремя ответственности за все, что создается человеком, и за все, что им же разрушается.

Путь его в искусстве строго размечен, словно вехами, программными значительными произведениями: «Клятва балтийцев» (1946), «На мирных полях» (1949), «Изобилие» (мозаика, ст. метро «Владимирская», Ленинград, 1955), «Пробуждение» (1957), «В.И.Ленин» (жесткий занавес в зале заседаний Кремлевского Дворца съездов, 1961), «В.И.Ленин» (флорентийская мозаика, 1964), «Сестры» (1967), «Лето» (1969), «Утро» (1972), «Прощание» (1975), «Испанский триптих» (1979), «Сон» (1983), «Тишина» (1987).

Далеко не у каждого художника подобный перечень может и должен начинаться с дипломной работы. В творческой биографии Мыльникова «Клятва балтийцев» по праву занимает первую строку, свидетельствуя о том, что в 1946 году мастерскую монументальной живописи Всероссийской Академии художеств (впоследствии — Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина) заканчивал уже вполне сформировавшийся, яркий художник, способный определить свой путь в жизни и в творчестве.

В выборе этого пути, сделанном довольно рано, значительную роль сыграла, прежде всего, та жизненная среда, в которой проходило его детство и отрочество. Ведь основы своеобразия художественного дарования складываются задолго до того, как человек приобретает своим трудом возможность и право называться художником. Здесь важно все: первые детские впечатления, услышанные и запавшие в душу разговоры, поразившие детское воображение встречи со взрослыми людьми, чей образ жизни, дела, поступки стали первыми, может быть до поры до времени неосознанными, но самыми важными и глубокими уроками нравственности, духовности, пробудившими тягу к творчеству.

Иногда жизненные обстоятельства будущего художника могут сложиться так, что это стремление находится в остром противоречии с житейским укладом, формирование характера происходит в ситуации преодоления дисгармонии помыслов и реального окружения. В иных случаях приобщение к культуре начинается «с младых ногтей», люди и обстоятельства не просто окружают формирующуюся личность, но сопутствуют ей в осознании художественного творчества как желанного и достижимого образа жизни. Мыльникову судьба подарила именно такое начало.

Добрым наставником на этом пути была его мать — Вера Николаевна, переехавшая с одиннадцатилетним Андреем в 1930 году из города Покровска в Ленинград. Именно здесь, в этом городе, с которым отныне будет связана его жизнь, в доме тетки - Марии Николаевны Зеленской, учившейся некогда живописи у Д.Н.Кардовского и навсегда сохранившей беззаветную преданность искусству, он обрел ту культурную «питательную» среду, которая порой может значить не меньше, чем профессиональное образование. Атмосфера духовной близости, общности людей, живущих прежде всего интересами творчества, окружала его и в Москве, где он нередко гостил у своей двоюродной сестры Киры Николаевны Львовой, в доме художника А.И.Кравченко. Не прошли, очевидно, бесследно и встречи — хотя и мимолетные — с К.С.Петровым-Водкиным, принимавшим участие в работе студии при школе, в которой учился Мыльников.

Постепенно то, что в детстве казалось развлечением, перерастало в юношескую увлеченность, а затем, ко времени окончания школы, изобразительное творчество осознавалось уже как будущая профессия, а может быть - и как единственно возможный образ будущей жизни.

Естественным поэтому было решение поступать во Всероссийскую Академию художеств. Рано уяснив для себя, что искусство - это труд и настоящим мастером можно стать, только в совершенстве овладев ремеслом, Мыльников, подобно рачительному и дальновидному хозяину, хорошо понимающему, что без прочного фундамента дом не возведешь, закладывал приобретаемые в Академии знания и профессиональные навыки в основание будущего творчества. Свое место заняло здесь то, что было усвоено за два первых года учебы на архитектурном факультете - глубокое знание истории мировой архитектуры, закономерностей развития художественно-образной системы в различных архитектурных стилях, преподанные ему профессорами Г.И.Котовым, А.С.Никольским и Л.В.Рудневым. Позднее, когда Мыльников перейдет в мастерскую монументальной живописи, возглавляемую в те годы Д.И.Кипликом, и в дальнейшем, когда сам станет художником и начнет преподавать, поймет, что именно основательность знания специфики архитектурной образности способствовала его успешной работе над дипломом.