В.К. Бялыницкий-Бируля. Каталог выставки. 1947. Автор: Г.В. Жидков
По окончании Училища Переход Суворова через АльпыПереход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899Холст, масло, 495 x 373Государственный Русский музей» , , «В сумерках (За приворотным зельемЗа приворотным зельем. 1888Холст, масло., 125 x 142Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева)» , «Буря—дождь» , «Бюст П.М. Третьякова» , «КамнебоецКамнебоец. 1898БронзаГосударственная Третьяковская галерея» и еще ряд вещей, вошедших затем в Историю русского искусства. Некоторое время оставался экспонентом, а с 1905 года стал выставляться как член Товарищества передвижных художественных выставок.
сразу же зарекомендовал себя художником, работающим много и плодотворно. С 1897 года он показывает свои произведения на выставках Московского Товарищества художников. А с 1899 года его имя появляется в каталогах Передвижных выставок. Работами «Лес обнажился» и «Степная речка весной» Бялыницкий-Бируля выступает на XXVII выставке, той самой, на которой впервые появились «В 1901 году
получает еще одно признание своих успехов — золотую медаль на Кавказской юбилейной выставке за картину «Вечные снега».Результатом упорной, увлеченной работы явилось быстрое творческое «самоопределение» художника. Вечере ранней весныВечер ранней весны. 1943Холст, масло, 80 x 95Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского», в «Ноктюрне» и других чувствуется наша русская живая природа в разных моментах и различных сочетаниях, света и тени» (журнал «Искусство и художественная промышленность», № 18, стр. 308). Действительно, уже картины рубежа двух столетий и первого десятилетия нового века свидетельствуют о нахождении художником своего творческого лица.
целиком посвятил себя пейзажу. Особенно характерными для него очень скоро стали работы, посвященные природе средней полосы нашей родины. Еще в 1900 году один из критиков того времени (Н.В. Некрасов), давая обзор: очередной VII выставки Московского Товарищества, писал: «В родных полях»... его же «Его формирование связано с той линией развития русского реалистического пейзажа, что восходит к Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея», но и многие другие картины , возрожденные к новой жизни только что прошедшей в Третьяковской таллерее выставкой. К этой линии относится такое, например, произведение, как «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» ; наконец, блестяще выражена она всей художественной деятельностью .
. Это «пейзаж настроения», в котором «настроение» неотделимо от глубоко реалистического видения природы, чуткого восприятия той жизни, которою она полна; пейзаж с ярко выраженными национальными и демократическими чертами» вообще присущими передовому русскому искусству второй половины XIX века; это пейзаж, дающий образ природы в замечательном богатстве присущих ему, порою еле уловимых, эмоциональных оттенков. Линию эту представляют не только «Новым шагом в данном направлении явилось творчество
.Восприятию им родной природы свойственен тишайший лиризм. Есть некоторые её состояния, которые особенно близки художнику. Это прежде всего ранняя весна. Вот начал таять снег, его белый покров оказался нарушенным темными пятнами обнажившейся влажной земли. И от картины к картине
запечатлевает едва заметные изменения в облике нашей природы, происходящие в марте, начале мая.Прошел лед — и широкой лентой текут свинцовые холодные воды реки. Появляется первая зелень — трогательная, хрупкая и вместе с тем с такой безоговорочной убедительностью свидетельствующая о силе вечно обновляющейся жизни. В недвижном весеннем воздухе уходят в прозрачную даль становящиеся фиолетовыми заросли незазеленевшего кустарника.
Прекрасны произведения
, навеянные осенней природой. Беспокойная рябь взволнованной резкими порывами ветра воды. Серое низкое небо, на фоне которого вырисовываются стволы деревьев, потерявших листву. Пленительная красота осеннего золота парковых аллей и лесных опушек с пламенеющими гроздьями рябины и ветками ярко-красных листьев. В осенних пейзажах особенно чувствуется присущая многим работам художника элегичность. Но тихая грусть, которой полны такие произведения, далека от какого бы то ни было пессимизма в восприятии окружающей действительности, так как и здесь в основе подхода к изображаемому лежит влюбленность художника в природу его страны, глубочайшее восхищение ею, стремление, как можно внимательнее вглядеться, как можно напряженней вслушаться в неё.Очень часто увлекает
тема вечера. Сколько раз обращался он к тому моменту, когда над озером начинают сгущаться сумерки, когда в тихой глади его вод отразился серп молодой луны или появилась на небосклоне ранняя звезда.Громадная роль в построении пейзажей
принадлежит всегда так удачно найденному, так интересно разработанному «мотиву». И здесь опять приходится подчеркнуть преемственность, ведущую к . От него и от , сменившего в качестве преподавателя пейзажной живописи в Московском Училище, были в данном отношений: два пути. Один был связан с усилением роли «мотива» как поэтической основы картины. Другой утверждал лирическую полноту образа иными средствами. По второму пути, далеко, правда, не одинаковыми дорогами, пошли и . По первому — . В этом смысле примкнул к , хотя по характеру своей живописи он чрезвычайно от него отличен.Нужно отметить, что выбор мотива у Час тишиныЧас тишины. Озеро Удомля. 1911Холст, масло., 94 x 131Национальный художественный музей Республики Беларусь», «Умолкшие поля», «Звезда зари», «Вечер юного мая», «Задумчивые дни осени». Небезынтересно указать, что порою под одним и тем же названием встречаются вещи разных лет и совершенно неодинаковые в отношении имеющихся на них изображений. Внимательно вглядевшись в такие произведения, нетрудно придти к выводу, что наименование картины в данном случае обозначает как бы тему, вариациями которой являются эти картины.
всегда связан с установлением определенного названия картины. — большой мастер находить такие названия, всегда чрезвычайно содержательные, поэтичные, словами как бы схватывающие основное содержание разрабатываемых в картине образов и помогающие зрителю в этом содержании разобраться. Вот примеры таких наименований: «Среди тех, кто чрезвычайно высоко оценил талант
и сумел найти очень прочувствованные и точные характеристики для его произведений, был . Знакомство состоялось на одной из Передвижных выставок. Между художниками установились дружественные отношения, началась переписка, охватывающая 1907—1910 годы. В письме от 14 ноября 1908 года пишет по поводу находившейся у него картины его корреспондента. «Первые цветы»: «...я каждый день вспоминаю Вас, с чувством глядя на очаровательный, свежий момент ранней весны. И голубые подснежники, и тихая река, и целая панорама леса, так художественно моделированная за рекою». А в письме от 14 января 1910 года говорится о другом пейзаже: «И сидя за столом у Никол, Дмитр. Ермакова, я всегда с новым большим удовольствием смотрю на Ваш косогор с избами, занесенный снегом; люблю эти бережки, белыми краями отражающиеся в горной речке». В том же письме есть следующие выразительные строки: «...на выставке, когда я узнал, что нет Ваших картин, очень загрустил о Вас. Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».