Яковлев Василий Николаевич [1893—1953]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Василий Яковлев. 1949. Автор: А. Сидоров

Жизнеописание художника, рассказ о его творчестве и художественной школе, приобретает для понимания таких своеобразных мастеров, как В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден..., особенное значение. Как объяснить, почему он так не похож в своих приемах на других товарищей? Там, где иные наши художники в ответ на вопрос, у кого они учились, отвечают указанием на Серова, на Архипова или на других более младших славных художников нашего вчерашнего дня, донесших традиции русского живописного реализма до порога революции, В.Н. Яковлев отвечает: «Я учился у старых мастеров». Хочется понять, как и зачем он это делал?

Художественная биография Василия Николаевича Яковлева своеобразна и интересна.

Василий Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... родился в конце 1893 года в Москве, на одной из окраин, в семье, сохранявшей еще многое из того старого быта, с которым нас знакомит театр А.Н. Островского. Мальчик, второй из четырех братьев, рос здоровым и крепким, живым и талантливым. Легко прошел среднюю школу. Рисовать начал рано.

Первые его опыты были связаны с посещениями Третьяковской галлереи, с впечатлениями от картин русских художников. Мальчик Яковлев стал по памяти и по изображениям в иллюстрированных журналах той эпохи воссоздавать произведения искусства,, которые поражали его воображение. Среди первых своих впечатлений он вспоминает «Запорожцев» Репина. С ранних лет Василий Яковлев любил природу;. он вспоминает с чувством искреннего увлечения подмосковный пейзаж, зимний и летний. Необычайная зоркость к вещам и отдельным явлениям природы, внимательность, в которой есть нечто от заинтересованности естествоиспытателя-натуралиста, отличали его всегда. Его память отчетливо сохраняет все детали вечерней прогулки на лыжах в зимние дни, поездки на лодке по маленькой речке, заросшей травой, в летние месяцы, а также груды какой-нибудь живности или снеди на телеге мясника или на прилавке торговца. Такая внимательность — его индивидуальное свойство. Отношение к вещам определяла для него любовь к красоте природы и произведениям ремесла, мастерства человеческих рук.

После окончания средней школы в Москве Василий Яковлев поступает в университет, на математическое отделение. Склонность его к точным наукам соответствовала всегда трезвому, определенному взгляду на мир. Всесторонне образованный художник, он превосходно знает русскую литературу, преклоняется перед Пушкиным. С раннего возраста свойственно ему было чувство национальной гордости, резкое неприятие «западничества», того преклонения перед иностранщиной, каким были заражены буржуазно-эстетствующие круги дореволюционной интеллигенции. Два эпизода его молодости в этом отношении характерны, бросая свет на его принципиальные установки.

В 1912 году полусумасшедший фанатик в Третьяковской галлерее изрезал ножом знаменитую картину Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... «Иван ГрозныйРепин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 годаИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885Холст, масло, 199.5×254Государственная Третьяковская галерея». Это событие получило широкий отклик, вызвало много обсуждений. Воспользовались этим и так называемые «левые» художественные круги того времени. В Москве был организован публичный диспут, на котором представители поклонников французского искусства выступали с критикой картины Репина, чуть ли не с оправданием изрезавшего ее изувера. На диспут пришел и сам Репин. Его взволнованное выступление дало повод публике выразить свое сочувствие великому русскому художнику. В числе устроивших овацию Репину был и молодой Василий Яковлев. Оказавшись рядом с Репиным, повинуясь непреодолимому чувству, он поцеловал Репину руку.

Второй эпизод, связанный с художественной молодостью В.Н. Яковлева, касается совсем другого раздела московской художественной жизни дореволюционных лет. В те годы крайний формализм западной живописи, представленный именами Матисса и Пикассо, находил себе поклонников в числе московских богачей С.И. Щукина и И.А. Морозова, собиравших картинные галлереи, посещение которых становилось обязательным для многих сбитых с толку молодых художников. Пришел в галлерею С.И. Щукина и молодой В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден..., но — чтобы выступить с протестом. Он был, возможно, единственным посетителем галлереи, цитадели формализма, который открыто заявил хозяину о своем резко отрицательном отношении к «новому» французскому искусству. Для этого нужно было много мужества: в те годы формализм считался «последним словом» искусства.

Волевая и художественно-принципиальная натура побудила В.Н. Яковлева к подобному протесту.

Профессиональное обучение мастерству живописи и рисунка шло параллельно пребыванию в общеобразовательных учебных заведениях. Первым серьезным учителем искусства для него был В.Н. Мешков, впоследствии народный художник РСФСР, один из наиболее ценимых и уважаемых педагогов Москвы. В частном училище В.Н. Мешкова, превосходного рисовальщика, стоявшего на строго реалистических позициях, В.Н. Яковлев занимался в 1913— 1914 годах, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там преподавали в то время А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,..., К.А. Коровин Коровин Константин Алексеевич Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик. Участник выставок Товарищества передвижников (1889 - 1899), "Мир искусства"..., С.В. Малютин Малютин Сергей Васильевич Малютин Сергей Васильевич [1859—1937] Советский живописец и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1883-1886) у И. М. Прянишникова и В. Е. Маковского; преподавал там же (1903-1917) и во Вхутемасе (1918-1923). Член Союза русских художников (с 1903), передвижник (с..., Л.О. Пастернак Пастернак Леонид Осипович Пастернак Леонид Осипович [1862—1945] Русский художник, представитель русского модерна, самобытный график и живописец, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, педагог. Отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака..... Вместе с В.Н. Яковлевым учились П.Д. Корин Корин Алексей Михайлович Корин Алексей Михайлович [1865—1923] Русский жанрист, пейзажист, автор ряда портретов и интерьеров. В 1884-1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяние и зодчества. По окончании был удостоен большой серебряной медали. С 1891 г. участвовал в передвижных выставках. Член ТПХВ. С 1894..., В.В. Маяковский и другие различные по своим взглядам на искусство Художники. В.Н. Яковлев с жаром принялся за работу и после первых опытов чисто школьного порядка с увлечением взялся за исполнение больших композиционных эскизов на общие темы: «Война», «Медный змий», «Вакханалия». Преподавание в Московском училище скоро перестало удовлетворять молодого художника. А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович [1862—1930] Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,..., как вспоминает он, «главным образом рекомендовал, поменьше думать, а писать шире и живописнее, не разъясняя этих терминов особенно глубоко». Коровин «кроме энтузиазма не давал никакой суммы положительных знаний». Яковлев уже вполне сознательно стремился вооружить себя не только техническим мастерством, но и теми принципиальными приемами построения образа, которые казались ему необходимыми для большого и серьезного искусства. Подлинным событием в его художественной биографии было посещение петербургского Эрмитажа в 1915 году. В Эрмитаже прельщает Яковлева мужественная суровость старых мастеров. Любимым его художником стал строгий и мрачный испанец Рибейра. Как будто нарочно выбрал художник себе в качестве образца самого «черного» из всех музейных мастеров.

Под «живописным» в те годы понимали в первую очередь светлое и пестрое. Свое искусство Яковлев строил в контрасте с господствовавшим направлением. Как многим художникам в те годы, и ему было суждено впасть в крайность. Но упорство было всегда характерной для него чертой. У Рибейры взял он четкую лепку объемов человеческого лица и фигуры, контрастный прием противопоставления ярко освещенных мест густой темноте теней, смелую характеристику моделей,

предпочитая выразительные старые лица. Его творческий путь складывается нелегко. После блестящего окончания Училища живописи в Москве Яковлев в 1916 году поступил в Академию художеств, где пробыл только год, до того «времени, как свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

В первые годы после революции руководящую роль в искусстве захватили формалисты. В.Н. Яковлев, однако, нашел себе применение как преподаватель. В Московском училище живописи были сохранены некоторые кафедры за мастерами старшего поколения, в том числе за С.В. Малютиным. Яковлев был его ассистентом с 1918 года, а в 1919 году стал «главным мастером» Свободных Государственных художественных мастерских и оставался им в течение трех лет. Обладая незаурядным даром художника-преподавателя, он все внимание обращал на рисунок и умел добиваться от своих учеников превосходных результатов. В 1920—1922 годах художник преподавал и в Московском высшем техническом училище. Главная же его работа в те годы протекала над изучением старых мастеров. Изучив их картины до тонкости, он стал превосходным знатоком старой живописной техники. Это привело к тому, что Яковлев стал реставратором старых картин, с неоспоримым мастерством восстанавливая их, порой подлинно воскрешая. Эта работа принесла огромную пользу самому художнику, введя его в творческую лабораторию великих мастеров искусства.

Но, с другой стороны, погрузившись в искусство прошлого, он неизбежно терял чувство современности, отрывался от традиций русской реалистической школы. Поэтому он не понял пожеланий живой и широкой живописи, которые ему высказывал замечательный художник, ученик Репина, Архипов.

Яковлев, справедливо отвертываясь от формалистов, потерявших связь с реальными и жизненными образами, впал в другую крайность — музейность.

Работа В.Н. Яковлева в области реставрации завершилась приглашением его реставратором в Музей изобразительных искусств и в Центральные Государственные реставрационные мастерские.

Здесь он работал с 1924 по 1927 год, затем после перерыва, вызванного творческой командировкой за границу, до 1932 года. Однако весь этот период был полон и самостоятельного художественного творчества. И преподавание и реставрация старой живописи никогда не могли полностью заслонить в нем мастера, бесконечно влюбленного в природу и живого человека. ,

Яковлев писал пейзаж с животными («Коровки», 1920), как это делали старые голландцы. Он успешно работал над натюрмортами, приняв самое активное участие как живописец на первой сельскохозяйственной выставке 1922—1923 годов. Для нее В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден... написал десятки картин, изображавших плоды и овощи. В 1923 и следующих годах он выполнил до семидесяти этюдов животных и птиц.

Первая выставка, на которой советские зрители могли увидеть произведения живописи В.Н. Яковлев Яковлев Василий Николаевич Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден...а, относится к 1921—1922 годам. Художник выставил там двойной портрет, изображавший его самого вместе с младшим братом. Мастерство было выдающимся, но все приемы, вплоть до темной коричневой гаммы цвета, были взяты у старых мастеров. Было это нарочито подчеркнутым, почти вызывающим. Казалось, что художник сознательно уходит от действительности в мир музеев. Но это только казалось.