Демут-Малиновский Василий Иванович [1779—1846]
Победа. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного штаба. 1819—1829
-
- Название Победа. Скульптурная группа, венчающая Арку Главного штаба
- Год создания 1819—1829
- Все работы автора Всего: 16
Описание
Примерно с 1817 года ЕлагинаЕлагин дворец. 1818—1822 и Михайловского дворцов, ансамбля Александрийского театра (ныне театр имени А. С. Пушкина) и других сооружений. Вершиной творчества этих мастеров-монументалистов явилась созданная ими скульптура арки Главного штабаАнсамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829.
и начинают сотрудничать с архитектором , принимая самое активное участие в скульптурном оформленииПроектируя здание Главного штабаАнсамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба. 1820—1829, отнюдь не стремился к тому, чтобы скульптурное оформление огромного фасада «соперничало» с богатым скульптурно-декоративным украшением Зимнего дворца. Вся скульптура оказывается сосредоточенной лишь на арке штаба, которая становится не только композиционным, но и художественно-тематическим узлом всего сооружения. Основная идея, раскрываемая скульптурой, — торжество и триумф России по случаю победы над иноземным нашествием.
Тема триумфа выражается всей скульптурой арки, начиная от колоссальных статуй воинов, стоящих между колоннами, и кончая монументально-декоративными рельефами в проездах арки. С наибольшей силой и художественной выразительностью эта тема раскрывается в венчающей арку величественной монументальной композиции, представляющей многофигурную скульптурную группу «Победа». Центральной фигурой этой группы является крылатая фигура Славы, стоящая в колеснице с высоко поднятой эмблемой государства, а другой рукой протягивающая лавровый венок.
Шестерка могучих коней размеренно и сильно увлекает колесницу навстречу зрителю. Движение этой шестерки сдерживают два пеших воина, схвативших под уздцы крайних коней и отклоняющих их в стороны. Подобным решением композиции достигается то, что скульптурная группа оказывается превосходно связанной не только с самой аркой, но и с боковыми крыльями здания. Своим движением могучая шестерка как бы стремится охватить все огромное полукружие Дворцовой площади.
Рассчитанная в первую очередь на зрительное воздействие силуэтов фигур, рисующихся на фоне неба, группа «Победа», выполненная из листовой меди, отличается также и превосходной пластической моделировкой. Строгая и спокойная с отдаленных фронтальных точек зрения, она приобретает большую динамику и экспрессию при более близком боковом рассмотрении.
По своим художественным достоинствам и подлинно монументальным силе и размаху группа «Победа»
и стоит в ряду лучших творений мирового монументально-декоративного искусства.Cнимок В. Раскалова