Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]
Портрет художницы Е.С.Кругликовой. 1938
-
- Название Портрет художницы Е.С.Кругликовой
- Год создания 1938
- Материал Холст, масло.
- Размер 125 x 80
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 260
Описание
В портрете
ищет одухотворенно индивидуальное. Однако в новой исторической действительности его интересует дух творчеству, созидания. Поэтому своих героев он, как правило, изображает занятыми любимым делом — делом жизни. Их внутреннее содержание, таким образом, как бы материализуется во внешнем. нужна характерная деталь — будь то античный слепок или ваза, скульптура Борея или диаграмма опытов. нужен жест, движение, повадка изображаемого человека. Но секрет Нестерова в том, что его портреты не знают пустых, ничего не говорящих деталей, что жесты его героев всегда выражают их характер. нигде «не переигрывает», ни в чем не повторяется. Каждый нестеровский портрет своеобразен, как те люди, которых изображает художник. Его вкус и чувство меры подкреплены высокой профессиональной культурой живописи.Портретам
свойствен строгий колорит. В нем преобладают сиреневые, синеватые, стальные, темно-синие и черные, словом, холодные тона. Колористический холодок портретных работ — по контрасту — еще сильнее оттеняет напряженность психологического состояния его героев, внутреннее горение людей беспокойного творческого духа. Изображая их, словно бы не знает медлительных плавных линий, присущих его пейзажам. Напротив, часто характер своей модели он подчеркивает нервно-обостренным силуэтом (портрет Кругликовой). Излюбленный прием — контрасты черного и белого, использование освещения, выхватывающего наиболее важные «куски» формы. Пластически чуткая к форме, улавливающая полутона живопись помогает установить «общение» зрителя с людьми, изображенными на портретах Нестерова. По внутреннему облику, по волевой устремленности — это люди нового мира.Портретами последних лет своей жизни Нестеров органически вошел в историю развития советского искусства. Пусть он сознавал себя человеком ушедшей эпохи. Его жизнедеятельная натура — может быть, вопреки его сознанию — освободилась от «долговых обязательств» идеям прошлого. И, несмотря на свой возраст, художник оказался восприимчивым к новому в жизни. Говоря об одном из правоверных «толстовцев»,
отмечал его непреодолимую «тупость, ограниченность в восприятии жизни и идей». В противовес ему художник указывал на великого писателя Толстого, «человека вечно юного, вечно обновляющегося внутренне».Обновляющимся и юным до глубокой старости человеком был и сам художник. Таким же юным, как герой светлой весенней сказки Лель, которому — уже в советское время —
посвятил одну из своих картин.